Дюрер (Dürer), Альбрехт (21.05.1471, Нюрнберг – 06.04.1528, Нюрнберг) – знаменитый немецкий живописец, гравёр и учёный, основоположник немецкого или северного Возрождения.
Сын нюрнбергского ювелира, выходца из Венгрии, человека честного, трудолюбивого, образованного и богобоязненного. Отец хотел, чтобы сын пошёл по его стопам и обучался ювелирному делу, но тот упорствовал, мечтая стать живописцем, и добился своего.
В пятнадцать лет он стал учеником нюрнбергского живописца Михаэля Вольгемута (Michael Wohlgemuth), но в то же время продолжал помогать отцу, работая в его мастерской. Совершенствуя своё ремесло и пополняя запас знаний, Дюрер много путешествовал по Германии и Европе, работая у разных мастеров.
Некоторое время жил в Страсбурге и Базеле, в последнем принял участие в иллюстрировании книг и сделал (в числе прочих) рисунки для «Корабля дураков» Себастьяна Бранта (1494). Затем он вернулся в Нюрнберг и по настоянию отца, не желая ему перечить, женился на дочери бюргера Агнессе Фрей, женщине, совершенно не подходящей ему по нраву и характеру.
В 1505 г. Альбрехт Дюрер посетил Венецию, где в течение восьми месяцев учился и работал. В Италии познакомился и подружился с Рафаэлем. Вернувшись в Германию, основал в Нюрнберге свою мастерскую, где создал ряд великолепных произведений, в частности цикл гравюр на дереве, иллюстрирующих «Откровение» Иоанна Богослова (Апокалипсис) (1498).
С 1508 г. Дюрер – придворный живописец императора Максимилиана I, который назначил ему пожизненную пенсию. Он написал целый ряд портретов своих выдающихся современников (Рафаэля, Эразма, Меланхтона, Вилибальда Пиркхаймера – все они были его друзьями) и автопортретов, картин, среди которых «Поклонение Троице», «Четыре апостола»; много работал он в технике гравюры, доведя её до совершенства («Меланхолия», «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье»).
В 1520–1521 гг. Альбрехт Дюрер, чтобы получить от нового императора Карла V подтверждение дарованной Максимилианом пенсии, предпринял поездку в Нидерланды; он посетил Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент.
Альбрехт Дюрер был среди тех предшественников Реформации, которые выразили многие ее идеи средствами изобразительного искусства. Ему принадлежат теоретические труды, трактаты по искусствоведению, геометрии, перспективе, инженерному делу. Вёл он также и «Дневник», который не предназначался для публикации.
Смерть Дюрера был ускорена его домашними неурядицами. Его жена, властная, неумная, грубая и алчная, попросту свела его в могилу, не давая совершенно никакой возможности работать не то чтобы в творческой, а просто в спокойной обстановке, к тому же свою ненависть к мужу она переносила на его друзей, всячески препятствуя общению.
► Современник так описывает его портрет: «Природа наделила его телом, выделяющимся своей стройностью и осанкой и вполне соответствующим заключенному в нём благородному духу… Он имел выразительное лицо, сверкающие глаза, нос благородной формы… довольно длинную шею, очень широкую грудь, подтянутый живот, мускулистые бедра, крепкие и стройные голени. Но ты бы сказал, что не видел ничего более изящного, чем его пальцы. Речь его была столь сладостна и остроумна, что ничто так не огорчало его слушателей, как ее окончание… Он не отличался, однако, ни мрачной суровостью, ни нежной внешностью; и он отнюдь не считал, что сладость и веселье жизни несовместимы с честью и порядочностью и сам не пренебрегал ими и даже в старости пользовался благами музыки и гимнастикой в той мере, в какой они доступны этому возрасту» (цит. по книге: В. З. Черняк, «От великого до смешного», М., Стройиздат, 1997).
Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/341