Гарцони (Garzoni), Томмазо (Оттавиано Garzoni da Bagnocavallo; Баньокавалло, 1549–1589) – итальянский священник и писатель, эрудит, тонкий стилист. Родился в Bagnocavallo в богатой семье. Учился в Ферраре, где изучал юриспруденцию, и в Сиене, где изучал логику. В 1566 г. под именем Томмазо вступил в монастырь ордена «Canonici Regolari della Congregazione Lateranense» в Равенне и здесь жил до конца своих дней, много работая (он обладал поразительной работоспособностью) и совершая время от времени путешествия по Италии в качестве странствующего монаха-проповедника. Эти путешествия много дали страннику: он встречал много разных людей, хорошо знал жизнь и нравы своего времени, культурную и социальную среду. Томмазо Гарцони умер в июне 1589 г., в возрасте сорока лет, но отпущенное ему судьбой время потратил на изыскания в области нравственной и общественной жизни, истории, литературы и истории культуры. Результатом этих кропотливых изысканий стал ряд курьезных, причудливых по построению и суждениям книг, отличающихся занимательностью и необыкновенной эрудицией. По существу, книги Гарцони – игра изощренного ума, нагромождение всяческих полезных и бесполезных сведений, нелепостей, занимательных рассказов и анекдотов, любопытных заметок, наблюдений и размышлений о человеке и человеческой природе, обществе, добродетелях и пороках, достоинствах и недостатках, нравах и обычаях, увлечениях и чудачествах, страстях и заблуждениях, удовольствиях и наслаждениях, а также о горестях и напастях человеческого рода как древнего, так и нового времени. Среди них особо следует отметить «Вселенскую ярмарку человеческих профессий» («La Piazza universale di tutte le Professioni del Mondo», 1585; Firenze: L. S. Olschki, 1996, 2 v.), представляющую собой часто сатирическое описание всех известных автору человеческих профессий, занятий и ремёсел (в том числе короли, священники, литераторы, учёные, люди искусства). Другие сочинения: «L’Hospitale de’ pazzi incurabili» (Venezia, 1589; Lanciano, 1915; сборник анекдотов и фацетий, содержащий примеры безумия, жестокости, проявления необузданного нрава и темперамента более или менее известных людей, как мужчин, так и женщин); «La Sinagoga degli Ignoranti» (Venezia, 1589; втор. изд. – Venice: Roberto Meietti, 1601; в этой книге Томмазо Гарцони описал и классифицировал всевозможные виды глупости, привёл примеры проявления безрассудства, несообразительности, бездеятельности и нерешительности в поступках, а также грубости и невоспитанности); «Teatro dei vizî e diversi cervelli umani» (Venezia, 1583; собрание анекдотов, рассказов и примеров в подтверждение странностей и экстравагантности, присущих некоторым представителям человеческого рода); «Mirabili cornucopia consolatoria» (Bologna, 1601; книга написана для утешения несчастных мужей-рогоносцев, это не только слова утешения и ободрения, но также фацетии, шутки, остроты, анекдоты, цитаты, призванные морально поддержать друга, как, впрочем, и всякого другого человека, попавшего в большую беду, а именно – несчастливо женившегося); «Зверинец чудес света» («Il serraglio degli stupori del mondo», Venezia, опубл. 1619); «Le vite delle donne illustri della Scrittura santa» (Venezia, 1588); «Gli due Garzoni, cioè l’Uomo astratto di Tommaso e la Stella de’ Re Magi di Bartolomeo» (Venezia, 1604); «Colloquio, ovvero Dialigo del guidicio particolare dell’ anima dopo la morte». ► Бальтасар Грасиан был невысокого мнения о творениях Гарцони: «Многие из этих итальянцев только названия пышные ставят, а за названиями ни правды, ни содержания: большинство грешат вялостью, их писания без перца, они сплошь да рядом лишь портят громкие названия, например, автор “Вселенской ярмарки”. Сулят много и оставляют читателя в дураках, особливо испанца» («Критикон», III, VIII). ► «Томмазо Гарцони, один из самых проницательных, умных и эксцентричных наблюдателей итальянской общественной и культурной жизни, был немало поражён, до чего мир наш полон всевозможными видами проявления человеческой глупости, жадности, чудачеств и сумасбродств, и тем, как много людей растрачивают жизнь свою впустую, гоняясь за призрачными и химерическими вещами, не представляющими собой настоящей ценности» (William Eamon, «Science And The Secrets Of Nature»). ► «Вселенская ярмарка человеческих профессий», в том виде, в каком она была впервые издана в 1585 г. в Венеции, – это огромнейшая энциклопедия (958 страниц!), в которой обозреваются и обсуждаются интеллектуальные, моральные, юридические и социальные аспекты самых разнообразных профессий и занятий (155 категорий: короли и придворные; учёные и философы; литераторы, грамматисты и люди искусства; священнослужители и богословы; инквизиторы и еретики; банкиры и ювелиры; юристы и врачи; учителя и военные; студенты и монахи; тюремщики и палачи; купцы и мастеровые; ремесленники и мелкие торговцы; слуги и извозчики; могильщики и гробокопатели; «профессиональные» гадатели и знахари; карманники и картёжники; нищие, проститутки, сводники и воры; мошенники и авантюристы всех мастей и калибров и т. п.). Причём автор отмечает как достоинства и преимущества отдельных профессий и занятий, так и их недостатки и скрытые в них пороки и опасности, приводит многочисленные цитаты и примеры из истории, вообще приводит множество самых разнообразных сведений, наблюдений. Источниками ему послужили исторические труды и записки разных авторов, как древних, так и современных ему. Назовём лишь некоторые. Это сочинения Афинея, Виргилия Полидора, Полициано («Panepistemon»), Равизия Текстора, Флавио Бьондо, Пьетро Кринито, Франческо Патрицци, Челио Родигино (Celio Rodigino), записки Д’Алессандро, Читолини (Citolini), Фиораванти (Fioravanti). Автор уловил главное – острую потребность в книге такого вот универсального характера, ведь к этому времени (конец эпохи Возрождения) накопилось множество знаний о природе, о человеке, его жизни и деятельности. Гарцони начал с обозрения профессий, ремёсел, занятий. Это, конечно же, была своего рода энциклопедия, но из-за обилия в ней множества различных анекдотов, занимательных историй и цитат она читалась легко и была тепло встречена читателями. Книга весьма способствовала распространению знаний о человеческих занятиях, была необычайно популярна, выдержала множество изданий и вызвала ряд подражаний, переводов и переработок (см., например, испанскую переработку под названием «Plaza universal de todas ciencias y artes» [1615] Кристобаля Суареса де Фигероа [Christóbal Suárez de Figueroa]). Несомненно, ощущается ее влияние и на книгу Фабио Глиссенти «Discorsi morali contra il dispiacer del morire, detto Athanatophilia» (1596), в которой он тоже обсуждает разнообразные человеческие профессии и занятия, но при этом вторгается в «царство смерти», поскольку смотрит на них с весьма специфической точки зрения – с точки зрения противодействия смерти и приготовления к смерти, ибо в своей книге Глиссенти учит «искусству достойно жить и умирать».
Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/169