Газали (перс. ابو حامد محمد ابن محمد الغزالی, англ. Ghazali)

Газали (перс. ابو حامد محمد ابن محمد الغزالی, англ. Ghazali), (Абу Хамид Мохаммед ибн Мухаммед ат-Туси аль-Газали, 1058 или 1059, Тус, провинция Хорасан, Персия – 19.12.1111, Тус) – арабский мыслитель и богослов персидского происхождения, юрист, религиозный мистик (суфий), писатель-моралист, философ-схоласт, «сокрушитель неправоверной философии» («Словарь Брокгауза и Ефрона»). Родом из северо-персидского города Туса в Хорасане (по-видимому, из Газалы, тусского пригорода).

Получил юридическое образование в столице Хорасана, Нишапуре, где водворилась династия сельджуков со знаменитым везирем-меценатом Низам аль-Мульком. Везирь около 1085 г. принял в молодом учёном близкое участие, он сделал его своим секретарём, а в 1091 г. предложил ему профессорскую кафедру в Багдаде, в академии – «низамийе» (в числе учёных, призванных Низам аль-Мульком ко двору сельджукского правителя Малик-шаха, был и гениальный математик, астроном и поэт Омар Хайям).

Ещё в Нишапуре Газали обнаружил живейший интерес к философии, к тому же у него возникли серьёзные сомнения в истинности ортодоксального ислама: он по очереди перебывал во всех философских системах и толках и в вольнодумных сектах, ища истины, и во всех разочаровался. В этот период своей жизни Газали пережил тяжелейший духовный кризис. От философии он бросился в мистицизм суфиев и, чтобы добиться познания путём аскетизма и наития, оставил кафедру в Багдаде (1095) и пустился по миру странником, надеясь обрести истину. Он совершил паломничество в Мекку, пожил в Дамаске, Александрии и Иерусалиме, причём для умерщвления плоти и созерцательного уединения запирался на минаретах при мечетях.

Историю своих переживаний и поисков он рассказал значительно позже в чрезвычайно живо написанном трактате «Предохранитель от заблуждений» («Монкыз»). Результаты изучения различных философских учений Газали изложил в трактатах «Основные стремления философов» («Макасыд аль-фаласифа»; одна из первых книг, переведённая с арабского языка на латинский, еще в XII в.) и «Крушение философов» («Тахафот аль-фаласифа» – опровержение философских учений; против этого трактата философы считали нужным воевать даже сто лет спустя, например, Аверроэс ответил на неё своим сочинением «Опровержение опровержения», в котором обвинял Газали в неискренности).

Во время своих скитаний созрел у Газали обширный труд – «Оживление религиозных наук» (или «Воскрешение наук о вере») («Ихйя ’улум ад-дин», создан в 1095–1105). В этом сочинении, считающемся духовной энциклопедией мусульманской веры, Газали старался всесторонне обосновать правоверные исламские догматы и установления, прибегая к помощи схоластической философии, делая по ходу повествования экскурсы в область истории; при этом суфийский мистицизм очень умело и тонко вплетён в общую ткань изложения мусульманской догматики и с тех пор навеки узаконен в исламском мире.

Этот труд, в котором Газали приспособил суфизм к мусульманской ортодоксии и придал ему форму благочестия и аскетизма, составил главную славу Газали у последующих поколений, да такую, что его сравнивали с самим пророком Мухаммедом. Знаменитый мусульманский богослов имам Джалал ад-Дин ас-Суйути говорил, что «если бы возможно было появление какого-то пророка после Мухаммеда, то таким пророком был бы, конечно, Газали» («Словарь Брокгауза и Ефрона»).

Около 1105 г. Газали вернулся на родину в Иран, где к тому времени власть оказалась в руках нового правителя, султана Баркьярука, сына Малик-шаха, а исполнительная власть – в руках Фахр аль-Мулька, сына Низам аль-Мулька. Молодой визирь настоял на том, чтобы Газали возобновил преподавательскую деятельность, которая продолжалась ещё несколько лет. Незадолго до смерти Газали вернулся в свой родной город Тус, становится суфийским шейхом, но своей школы он там создать не успевает.

До нас дошло около 70 произведений Газали по богословию, мусульманскому праву, догматике, суфийству, философии и этике. Сочинения Газали оказали несомненное влияние на развитие христианской мистики и еврейской каббалы. Его высоко ценил Гегель.

► Из изречений Газали: «Человек не скрывает, что он любит самого себя, и не скрывает, что он может любить другого ради себя». –– «Я заметил, что знание бывает двух видов: обретённое посредством учения и данное природой. Знание, обретаемое учением, бесполезно, если нет знания, данного природой, так же, как солнце бесполезно глазу, лишённому света». –– «Вы владеете только тем, что нельзя потерять при кораблекрушении». –– «Бедность представляет собой лишённость нужного. Лишённость ненужного не называется бедностью». –– «Установление истины путём логического доказательства есть познание. Приведение себя в данное состояние есть непосредственное переживание. Приятие с благими мыслями того, что может быть почерпнуто из бесед и опыта других, есть вера». –– «Спроси у женщины совета и поступи наоборот».

Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/273

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

31 + = 40