Международный конкурс молодых критиков русской поэзии

Ибн Хальдун (англ. Ibn Khaldun)

Ибн Хальдун (англ. Ibn Khaldun), (Абу Зайад Абд ар-Рахман ибн Хальдун, 27.05.1332, Тунис – 19.03.1406, Каир) – выдающийся арабский философ, историк, один из первых мыслителей, пытавшихся создать научную философию истории. Родился в Тунисе, в богатой и знатной семье. В 1349–1375 гг. занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса и Гранады. В 1375 г. поселился в замке Калаат ибн Салама (Алжир), где начал работу над своим знаменитым трудом по всеобщей истории, который он закончил в Египте. В 1379 г. вернулся в Тунис, а в 1382 г., преследуемый ортодоксальным духовенством, вынужден был бежать в Египет, где местные властители, мамлюкские султаны, оценили его опыт и знания: Ибн Хальдун занимал должность судьи, преподавал в духовных учебных заведениях. Основной его труд – «Книга назидательных примеров» («Китаб аль-инбар»). Он состоит из предисловия и трех частей: «Введение в Историю» («Мукаддима»), в котором изложил свое учение об основных законах исторического развития человеческого общества; «История народов мусульманского Востока» и «История народов Магриба». «Введение в Историю» является большим по объему, основательным и совершенным по тем временам трудом по теории и философии истории, написанным не с религиозной точки зрения, и одновременно пионерской работой по социологии. Ученый изложил в своем «Введении…» свои взгляды на историографию, экономику, политику, культуру и образование. Ему принадлежит также замечательная автобиография («Ат-Тар’иф би ибн Хальдун»). «Как теоретик исторической науки Ибн Хальдун не имел себе равных до появления Джамбатисты Вико, и даже Платон, Аристотель и Августин ему не ровня…», – говорил исследователь Роберт Флинт. Но Ибн Хальдун пошел дальше. Изучая природу общества и социальные изменения в нем, он вдруг ясно увидел очертания новой науки, которую он назвал «ильм аль-умран» (наукой о культуре, сейчас мы сказали бы «культурологией»). ► Вот любопытный эпизод из биографии ибн Хальдуна. В 1400 г. победоносные орды среднеазиатского завоевателя Тимура вторглись в Сирию, и новый султан Египта вышел ему навстречу со своим войском, взяв с собой в поход свиту – Ибн Хальдуна и других представителей знати. Однако вскоре султан вместе со всей своей армией трусливо бежал в Египет, оставив Ибн Хальдуна и свиту в осажденном Дамаске. Ситуация была безнадежной, и городская знать Дамаска предприняла переговоры с Тимуром. Тимур пожелал увидеть ибн Хальдуна, о котором он много слышал. Его спустили с городской стены на веревках и следующие семь недель Ибн Хальдун находился в лагере Тимура, который он потом описал в своей замечательной автобиографии. Тимур встретил Ибн Хальдуна приветливо и обходился с ним уважительно, а ученый, в свою очередь, выказал всю свою образованность и ум и проявил изрядное искусство царедворца, чтобы понравиться своенравному полководцу. Тимур, планируя свой дальнейший опустошительный поход, расспросил Ибн Хальдуна о странах Северной Африки и услышал в ответ не только подробный и обстоятельный рассказ об этих странах, но также об арабах и о халифате, да еще в дополнение к своему рассказу Ибн Хальдун приложил письменный отчет. Тимур был очень доволен ученым, вручил ему охранную грамоту и разрешил ему и сопровождавшим его лицам вернуться в Египет, но прежде ибн Хальдун стал свидетелем штурма и разграбления Дамаска. На обратном пути в Египет Ибн Хальдун был ограблен бандой разбойников-бедуинов и едва остался жив. С большим трудом добрался он до побережья. На судне, принадлежащим Осману, правителю острова Рум (представители его рода стали основателями Оттоманской династии), Ибн Хальдун был доставлен к султану Египта. В Каире Ибн Хальдун прожил до конца своих дней, здесь он умер и был похоронен на кладбище у городских ворот Баб ан-Наср. ► Из размышлений ибн Хальдуна, чьи слова и сегодня звучат по-современному: «Множатся траты и растут расходы власти и государственных людей, а затем это охватывает и всех жителей столицы. Это приводит к увеличению выплат войску и жалованья государственным людям. Умножаются расточительство и распространяется среди подданных, ибо люди следуют религии своих владык и их привычкам. Власть видит роскошь в столице и считает, что все люди живут в благополучии. Она нуждается в расходах на самое себя, на содержание войска. Посему она прибегает к введению налогов на товары, продаваемые на рынках, чтобы увеличить сборы в казну. Роскошь увеличивается, и податей уже не хватает, и государство начинает чинить несправедливость и насилие над теми подданными, что под его дланью, и тянется к деньгам подданных, чтобы изъять их, будь то в форме подати или занятия торговлей, а то и простого изъятия звонкой монеты, что бывает в некоторых случаях» (цит. по книге: А. Игнатенко, «Как жить и властвовать»). –– «Знай, что условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к существованию». –– «В понимании истории ученый и невежда равны, поскольку внешне она представляет собой не более чем описание того, как различные обстоятельства решительно изменяют людские дела, но, если посмотреть глубже, она несет в себе точное и глубокое исследование и понимание причин и начал явлений. Поэтому она глубоко и неразрывно связана с философией и достойна того, чтобы считаться одной из философских наук. Человеческое общество в своих разнообразных проявлениях обладает рядом неотъемлемых внутренних свойств, при помощи которых должно контролироваться всякое описание… Историку, полагающемуся лишь на предания и не понимающему в совершенстве принципов, определяющих нормальный ход событий, основ искусства управления государством, природы цивилизации и характерных особенностей человеческого общества, часто грозит опасность сбиться с пути истины… Все, что связано с преданиями, следует непременно возводить к общим принципам и проверять, сопоставляя их с основными правилами». (Х. А. Р. Гибб, «Арабская литература. Классический период», Издательство Восточной литературы, Москва, 1960; перев. А. Б. Халидова).

Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/447

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Международный конкурс молодых критиков русской поэзии