Номер журнала «Новая Литература» за июль 2023 г.

Марк Аврелий (Marcus Aurelius)

Марк Аврелий (Marcus Aurelius), (Марк Аврелий Антонин), 26.04.121, Рим – 17.03.180, Vindobona или Sirmium, Римская Империя – римский император (с 161 г.), «философ на троне», писатель.

Усыновленный Антонином Пием (86–161, император 138–161), по желанию приемного отца переселился в императорский дворец и был назначен квестором. В девятнадцать лет стал консулом, в двадцать четыре года – второй раз консулом, а после смерти Антонина Пия, в сорок лет – императором.

Марку Аврелию, философу, ненавидевшему насилие, пришлось провести почти всё своё правление в постоянных войнах: с 162 по 166 гг. он вёл войну с парфянами, окончившуюся восстановлением протектората над Арменией и захватом Месопотамии. С 166 по 180 гг. продолжалась т. н. Маркоманская война. Постоянные войны и частые эпидемии привели к убыли и обнищанию населения империи.

Однако сам император обладал высокими человеческими достоинствами, его любили и уважали. «Так он правил, окружённый всеобщей любовью, так что одни называли его братом, другие – отцом, третьи – сыном, как кому позволял возраст. И все любили его, и закончил он свои дни… на шестьдесят первом году жизни. И так ярко проявилась любовь к нему в этот день императорских похорон, что никто не считал нужным горевать о нём, так как все были уверены, что, ниспосланный богами, он возвратился к богам», – писал его биограф Юлий Капитолин.

После смерти Марка Аврелия остались его записки – проникнутые безысходным пессимизмом моралистические «Размышления» («Наедине с собой», есть рус. пер.), написанные во время войны на дунайской границе, – яркая апологетика античного стоицизма и поиски пути к моральному самосовершенствованию.

► Из «Размышлений» Марка Аврелия:

«Радость человеку – делать то, что человеку свойственно. А свойственны человеку благожелательность к соплеменникам, небрежение к чувственным движениям, суждение об убедительности представлений, созерцание всеобщей природы и того, что происходит в согласии с ней».

«Иной, если сделает кому что-нибудь путное, не замедлит указать ему, что тот отныне в долгу. Другой не так скор на это – он иначе, про себя помышляет о другом как о должнике, помня, что он ему сделал. А ещё другой как-то даже и не помнит, что сделал, а подобен лозе, которая принесла свой плод и ничего не ждёт сверх этого. Пробежал конь, выследила собака, изготовила пчела, а человек сделал добро – и не кричат, а переходят к другому, чтобы, подобно лозе, снова принести плод в свою пору».

Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/358

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как издать бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки