Номер журнала «Новая Литература» за июль 2023 г.

Марино (Marino), Джамбаттиста

Марино (Marino), Джамбаттиста (18.10.1569, Неаполь – 25.03.1625) – итальянский поэт, создатель поэтического направления, отличающегося вычурностью стиля и изощрённо-изобретательными экспериментами с языком (назван по его имени «маринизмом»).

Родился в Неаполе. Жизнь его была бурной и переменчивой, полной опасных приключений и рискованных авантюр. Отец Марино, Джован Франческо, просвещённый юрист, знаток и любитель литературы, собирал у себя в доме поэтов и писателей Неаполя. Этой среде будущий поэт во многом обязан своими ранними литературными пристрастиями и рано определившимся призванием. Тщетны были надежды старого Марино сделать из сына образованного правоведа. Занятиям юриспруденцией Джамбаттиста предпочитал чтение Ариосто, Тассо и Вергилия. Потеряв всякую надежду, что из сына выйдет что-нибудь путное, отец выгнал его из дома.

Джамбаттиста Марино служил в качестве секретаря у влиятельных господ; не слишком обременительные обязанности оставляли много досуга, который Марино употреблял на написание стихов, главным образом мадригалов. Образ жизни молодого поэта был более чем легкомысленный. Весёлый, общительный, живой и остроумный, Джамбаттиста приобрёл много друзей и доброжелателей среди неаполитанской знати и в литературных кругах.

Любовная связь с дочерью богатого неаполитанского купца окончилась трагически – смертью молодой женщины. Поэт оказался за решеткой. Однако благодаря хлопотам влиятельного покровителя Мансо был освобождён, но вскоре впутался в другую опасную авантюру, на этот раз с подделкой документов. Обман раскрылся, молодой человек, приятель Марино, которого таким образом он намеревался спасти, пошёл на плаху, та же участь грозила и поэту. Однако и на этот раз выручают влиятельные покровители: он бежит в Рим.

В Риме пользуется покровительством прелатов, близких к папскому престолу, становится секретарём кардинала Альдобрандини. Вместе с кардиналом Марино, ставший уже известным в Италии поэтом, направляется в Равенну, затем в Турин. Быстрые успехи его при дворе туринского герцога (он становится кавалером и удостаивается самой высокой награды герцогства – креста св. Маврикия и Лазаря) вызывают зависть и интриги придворных: в него стреляет некий рифмоплет Гаспаре Муртола, осмеянный в острых эпиграммах неаполитанцем, но попадает не в него, а в его спутника. Покушавшийся Муртола был посажен в тюрьму и ему грозила смертная казнь, но Джамбаттиста Марино проявил великодушие и ходатайствовал о помиловании злейшего врага.

В 1611 г. происками врагов Марино сам попадает в тюрьму, где сидит несколько месяцев, «связанный как собака» (по его собственному выражению). Влиятельные друзья и поклонники его таланта добиваются его освобождения. Неожиданно он получает приглашение Маргариты Валуа («королевы Марго») приехать в Париж и с радостью покидает Турин и отправляется во Францию.

Неистощимое остроумие Марино, живость нрава и привлекательная наружность способствовали его успехам при французском дворе. Он заслужил расположение молодого короля Людовика XIII, итальянца по матери, и получил пенсию. Джамбаттиста Марино провёл в Париже восемь лет, оказав огромное влияние на французскую поэзию (его влияние испытывали Т. де Вио, Сент-Аман, Д’Юрфе, Мадлен и Жорж де Скюдери, Сирано де Бержерак и даже столп классицизма Малерб).

Вернувшегося из Франции Марино чествовали в городах Италии как первого национального поэта. Особенно триумфальным было возвращение в Неаполь, из которого он некогда бежал. Последний год жизни Джамбаттиста Марино провёл на родине. Его выбрали председателем испано-итальянской «Академии бездельников» («Academia de los Ociosos»), которая представляла собой литературное общество, объединявшее литераторов – сатириков и юмористов.

Его главное сочинение – огромная (в 45000 строк) галантная поэма «Адонис» («Adone», 1623), над которой он работал в течение двадцати лет, повествующая о любви Венеры и Адониса, из-за обилия эротических сцен была включена в 1627 г. в Индекс запрещённых книг. Интересно, что иллюстрации к «Адонису» сделал тогда еще мало кому известный Никола Пуссен (к сожалению, они не сохранились, за исключением одной). Другие сочинения: сборник идиллий «Волынка» («La Sampogna», 1596); поэтические циклы «Рифмы» («Lerime», 1602) и «Лира» («La lira», 2 т., 1608 и 1614); стихотворные сборники «Эпиталамы» («Epitalami», 1616); «Галерея» («Galleria», 1636); поэма «Избиение младенцев» («La strage degli innocenti», 1632); прозаическая книга «Священная болтовня» («Dicerie Sacre»), разделённая на три раздела: «Живопись», «Музыка», «Небо» – вольные вариации на библейские темы, которые использовались лишь как повод для проявления неистощимого острословия и рассуждений о самых разных проблемах, волновавших его современников, в том числе о сущности, видах и назначении искусств и их особенностях; «Письма серьезные, весёлые и усладительные» («Lettere»).

► «Цель поэта – удивление; кто не умеет поражать, пусть чистит лошадей», – говорил Марино.

► Характерные черты «маринизма»: «устремлённость к софистическому остроумию и аллегорическим образам, причудливым метафорам и сравнениям, к виртуозному стиху и словесной игре при отсутствии чувства природы, этических и гражданских идей, живой у маринистов “оставалась только чувственность, выражающаяся в ласках, томлениях, сладострастии, ухаживании и наслаждениях”» (Ф. де Санктис, цит. по книге: «Краткая литературная энциклопедия», 9 тт., М., 1962–1978).

Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/353

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как издать бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки