Мазаччо (Masaccio), (Томмазо ди сер Джованни ди Симоне Кассаи Гвиди – Tommaso Guidi, 21.12.1401, San Giovanni Valdarno, окрестности Ареццо, Тоскана – осень 1428, Рим) – итальянский живописец-новатор раннего Возрождения, родом из Флоренции. Творческая деятельность Мазаччо продолжалась всего около десяти лет, но занимает выдающееся место в истории мировой живописи. Наряду с архитектором Брунеллески и скульптором Донателло Мазаччо является основоположником искусства Раннего Возрождения, утвердившим в живописи новые представления о мире и человеке. Мазаччо сделал следующий после Джотто решающий шаг в создании собирательного образа человека, освободившегося отныне от религиозно-этической основы и проникнутого новым, подлинно светским мироощущением. В такой же мере Мазаччо продвинулся вперед в показе окружающей человека среды. Поставив своей задачей изобразить на плоскости стены объёмную и реальную человеческую фигуру в реально построенном трёхмерном пространстве, Мазаччо достиг огромных успехов в разрешении этих проблем. Он по-новому использовал возможности светотени, моделирующей пластическую форму. Вводя в свои композиции пейзаж, придавая ему монументальный, обобщённо-реалистический характер, он раздвигает при его посредстве границы изображаемых сцен, сообщая им широкий пространственный характер. Документальных свидетельств о жизни Мазаччо сохранилось очень мало. Первые упоминания о Мазаччо как о художнике относятся к 1418 г., когда он приехал во Флоренцию. Считается, что там он учился в одной из самых известных мастерских живописи того времени у Биччи ди Лоренцо. В январе 1422 г., когда ему едва исполнилось 20 лет, Мазаччо поступил во флорентийскую гильдию врачей и аптекарей, в которую входили и живописцы, а в 1424 г., в знак признания его зрелым мастером, Мазаччо был принят в цеховое объединение художников – гильдию св. Луки. Он встретил здесь художника Мазолино да Паникале (ок. 1383 – ок. 1447), который был лет на 20 старше Мазаччо. Возможно, Мазолино стал учителем Мазаччо, но точно известно, что они совместно работали. Мазаччо работал во Флоренции, а также в Пизе и Риме. Незадолго до смерти вслед за своим учителем Мазаччо переселился в Рим, где умер молодым человеком. Прозвище – Мазаччо – он получил по особенностям своего характера и образа жизни («мазаччо» – «рассеянный», «неряха», «мазила»). Вазари рассказывает: «Человеком он был весьма рассеянным и очень беспечным, подобным тем, у кого вся дума и воля сосредоточены лишь на вещах, имеющих отношению к искусству, и кто мало обращает внимания на себя и еще меньше на других. И так как он никогда и никак не хотел думать о житейских делах и заботах, в том числе даже о своей одежде, и имел обыкновение требовать деньги у своих должников лишь в случае крайней нужды, то вместо Томмазо, каково было его имя, его звали Мазаччо, однако не за порочность, ибо от природы он был добрым, а за ту самую его рассеянность, которая не мешала ему с такой готовностью оказывать другим такие услуги и такие любезности, о которых и мечтать не приходилось». Мазаччо считается реформатором итальянской живописи. Его колоссальный вклад в живопись XV века основывается на его мастерстве в развитии техники перспективы. Мазаччо решительно порывает со средневековыми традициями в живописи. Новаторство Мазаччо особенно полно раскрылось в его фресковых росписях в капелле Бранкаччи во Флоренции (церковь Санта Мария дель Кармине), посвящённых истории апостола Петра. Мазаччо изображает различные эпизоды из жизни апостола, превращая евангельские легенды в живые выразительные повествования, вводя в них реальные человеческие типы, пейзаж и архитектуру своего времени. По преданию Мазаччо был добрым весёлым человеком, всегда готовым помочь своим друзьям. Весёлый художник умер молодым, и по Флоренции поползли слухи, что его отравили завистники. Великие фрески Мазаччо направили живопись Италии, а за ней и всего мира по новому – реалистическому пути. Сама церковь дель Кармине во Флоренции стала своеобразной школой: здесь будут учиться, копируя Мазаччо, художники разных эпох – от Филиппо Липпи и Пьеро делла Франческо до Леонардо, Микеланджело и Рафаэля. Говорят, что, когда Филиппо ди сер Брунеллеско услышал о его смерти, он сказал: «В лице Мазаччо нас постигла величайшая утрата» – и горевал безутешно. Погребен он в той же церкви Кармине в 1443 г., на гробницу его не было поставлено никакого памятника, ибо при жизни его мало ценили. Аннибал Каро почтил память великого живописца следующей эпитафией: Как живописец, я с природою сравнился. // Правдиво придавал любой своей работе // Движенье, жизнь и страсть. Великий Бонаротти // Учил всех остальных, а у меня учился. ► Бесспорные шедевры Мазаччо, ставшие этапом в развитии итальянской живописи, – «Изгнание из Рая» и «Чудо со статиром», а также фрески с изображением апостола Петра (крестящего, исцеляющего и оделяющего милостыней). В «Чуде со статиром» один из апостолов (Фома) – портрет, предположительно, заказчика Феличе Бранкаччи (которому тогда было 43 года); автопортрет же Мазаччо усматривается в фигуре безбородого юноши в красной одежде с фрески «Проповедь Св. Петра».