Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2022 г.

Мискавайх (Мискавейх) (англ. Miskawayh), Абу Али Ахмад ибн Мухаммед ибн Якуб

Мискавайх (Мискавейх) (англ. Miskawayh), (Абу Али Ахмад ибн Мухаммед ибн Якуб Мискавайх, ок. 932, Райи, Иран – 16.02.1030, Райи, Иран) – персидский учёный, философ, историк и писатель, чьи учёные труды и литературные произведения стали образцовыми для последующих поколений исламских мыслителей. Перс по происхождению, зороастриец по вере своих предков и персидский националист по убеждениям, он принял ислам и служил мусульманским правителям, в частности, он был казначеем правителя Адуд ад-Даула (978–983), служил также библиотекарем (хранителем книг). Мискавайх рано начал изучать литературу и науки, составляющие основу культуры его времени: медицину, алхимию, историю. Он считается основателем арабо-мусульманской этики на научном уровне, а не на религиозно-правовом или историко-литературном. Ему принадлежит около двадцати сочинений, написанных по-арабски (всего им написано более сорока произведений на арабском и персидском языках). Из этических произведений наиболее известны: «Трактат об удовольствиях и страданиях», «Книга об этике мирской жизни и о религии» («Китаб ’адаб ад-дунйа ва-д-дин»), «Трактат о сущности души» («Микала фи-н-нафс ва-л-‘акл»), знаменитый трактат «Воспитание нрава и очищение корней» («Тахзиб аль-ахлак ва татхир ал-а‘рак»). Ему принадлежит книга «Вечность мудрости» («Джавидан-е хирад»), где он собрал афоризмы персидских, индийских, арабских и греческих мудрецов; собрание занимательных историй «Общество одинокого» («Унс ал-фарид»), «самая прекрасная из написанных когда-либо книг с краткими историями и анекдотами» (А. Мец, «Мусульманский ренессанс»); и огромный исторический труд «Книга опытов народов» («Китаб таджариб аль-умам», англ. пер. «The Eclipse of the Abbasid Chaliphate», 1921). Последнее из названных – историческое сочинение Мискавайха, в котором он использовал все доступные ему исторические источники, а также мифы, предания и легенды; этим сочинением он задал импульс развитию всей исламской историографии. В нём излагаются события всемирной истории до 369 г. хиджры (979–980 гг. христианской эры), определены причины исторических событий периода до 340 г. хиджры, описанные известным историком ат-Табари, собраны сведения о великих личностях, излагаются события после 340 г. хиджры, очевидцем которых был сам автор. Трактат «Воспитание нрава и очищение корней» занимает особое место в этической литературе; это важный вклад Мискавайха в этическую теорию, заключающийся в создании «одного из немногих систематических трактатов на арабском языке». Сочинение относится к греческой философско-этической традиции, здесь рассматриваются вопросы добра, счастья, мудрости, справедливости, умеренности, мужества, любви и дружбы. ► Само имя «Мискавайх» происходит от арабского слова «миск», что означает «мускус», который, как известно, славится своими прекрасными качествами, а потому именно с мускусом, веществом, «действующим облагораживающе на других», иногда сравнивают достойных ученых. ► Мискавайха называли также «Третьим учителем» (ал-му‘аллим ас-салис). Это высокое звание – самый яркий пример значимости того вклада, который Мискавайх внёс в развитие арабо-мусульманской философии. Известно, что в мусульманском мире Аристотель почитается как «Первый учитель» (ал-му‘аллим ал-аввал), аль-Фараби за отличное знание философских трудов Аристотеля получил имя «Второй учитель» (ал-му‘аллим ас-сани), хотя специально не исследовал этику Аристотеля, а больше занимался логикой и метафизикой. (А. Мец, «Мусульманский ренессанс»; З. И. Гусейнова, Мискавейх // Историко-философский ежегодник’ 98).

Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/3828

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как издать бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки