Номер журнала «Новая Литература» за март 2025 г.

Николай Фартушняк: успешный бизнес от А до Я

«Спортмастер» — известный в России и за границей ритейлер различных товаров для тренировок и активного отдыха, который уже много лет занимает лидерскую позицию на рынке в своей нише. Рассказываем историю предпринимательского успеха основателя бизнеса Николая Фартушняка.

Николай и Владимир Фартушняк: с чего все начиналось

Биография Николая Фартушняка, как предпринимателя, началась сразу после окончания университета. Вместе с братом Владимиром Фартушняком он на отлично учился в МФТИ на факультете «Авиамеханика и летательная техника». Однако связать судьбу в самолетами братьям так и не удалось — они решили открыть свое дело.

Брат Николая первый занялся бизнесом. Мужчина организовал проект, который занимался страхованием кредитов, но очень скоро Николай предложил Владимиру сменить вектор деятельности и заняться торговлей. Вместе с партнерами братья Фартушняк создали компанию «Илион», через которую занимались импортом и реализацией разнообразных товаров. Четкой направленности тогда не было, и вместо освоения одной ниши молодые предприниматели брались то за один продукт, то за другой.

Пересмотреть выбранный подход к делу бизнесмену Николаю Фартушняк помог случай: в начале 90-х вчерашний студент МФТИ вместе с братом отправился в тренажерный зал. Там он отметил дефицит современного оборудования для проведения полноценных занятий спортом. Оказалось, что в постсоветском пространстве ниша тренажеров была пуста, в то время как на Западе люди уже активно занимались кардио упражнениями на эллипсах и беговых дорожках с регулируемыми уклоном и темпом. Так, в биографии Николая Фартушняка началась новая глава под названием «Кеттлер-спорт».

Как рискованная идея Николая Фартушняка превратилась в многомиллионный бизнес

Братья Фартушняки стали изучать рынок зарубежных производителей тренажеров. Внимание привлекла немецкая компания Kettler, которая уже успела зарекомендовать себя на рынке товаров для спорта. Бизнесмен Николай Фартушняк связался с иностранным поставщиком и договорился о закупке спортивного инвентаря по 100% предоплате. Оставалось дело за малым — найти тех, кому это можно было продать.

Николай Алексеевич Фартушняк интуитивно понял, что реклама — двигатель продаж, и стал активно давать объявления в газету о поставке импортных тренажеров для фитнес-центров и домашних спортзалов по предзаказу. Покупатели нашлись сразу и бизнес быстро начал набирать обороты. Уже через год руководство Kettler оценило внушительные объемы заказанных партий и предоставило братьям-предпринимателям особые условия для закупки. Вырученные деньги Николай и Владимир Фартушняк вкладывали в рекламу, поставку новых тренажеров и открытие в 1995 году офлайн-магазина «Кеттлер-спорт».

Бизнес приносил хороший доход, но Николай понимал, что рано или поздно спрос на тренажеры упадет, поскольку аудитория насытится, поэтому было принято решение расширять ассортимент. Сначала ассортимент магазина «Кеттлер-спорт» помимо инвентаря пополнился сопутствующими товарами, такими как аксессуары для фитнеса — бутылки для воды и полотенца для промачивания пота. А чуть позже в голове бизнесмена Николая Фартушняка родилась идея создания совершенно нового типа спортивного магазина. Так, в 1997 году появилась торговая сеть «Спортмастер».

«Спортмастер»: секрет успеха

По задумке основателя «Кеттлер-спорт» идея и ценность магазина «Спортмастер» заключалась в:

  • Широконаправленности. В одном месте соединен ассортимент разных спортивных товаров и продукции для активного образа жизни — от тренажеров, одежды, обуви и аксессуаров до палаток, лыж и коньков;

  • Мультибрендовости. Здесь представлены варианты разных торговых марок для каждого вида активности. Покупатель может выбрать любой и конкурирующих брендов, опираясь на свои ценности — качество пошива, цвет и дизайн, стоимость и назначение;

  • Программе лояльности. Команда «Спортмастера» раздавала своим клиентам клубные карты, куда за каждую покупку начислялись бонусы. Последними можно оплатить до 30% от следующей покупки. К тому же держателям таких карт сообщают об акциях в магазине, сезонных предложениях и специальных кампаниях;

  • Сотрудничестве с другими крупными брендами. Команда «Спортмастера» выступала за коллаборации. Так, с выгодой для уже имеющихся постоянных клиентов и с целью привлечения новых покупателей «Спортмастер» сотрудничал с компаниями, у которых схожая по платежеспособности аудитория. Вместе эти бренды проводили акции и таким образом увеличивали лояльный клиентопоток.

Николай и Владимир Фартушняки основательно взялись за реализацию своей идеи. Для формирования мощного бренда бизнесмены обратились в агентство, где было придумано название «Спортмастер» и разработаны внутренние регламенты.

Первый магазин «Спортмастера» открылся в 1997 году в Москве, а сегодня его филиалы расположены по всей России, ближнему и дальнему зарубежью. Более того у «Спортмастера» появилось собственное приложение, доступное всем клиентам магазина. Там можно не только онлайн приобрести спортивный товар, но и заботиться о своем здоровье. Девайс содержит шагомер, видеоуроки от экспертов и планы тренировок.

Вот так один спонтанный поход в спортзал положил начало большому бизнесу, который остается успешным и динамично развивающимся уже почти 30 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

eight × = fifty six

Номер журнала «Новая Литература» за март 2025 г.