Баччи (Bacci), Андреа

Баччи (Bacci), Андреа (1524, Sant’ Elpidio a Mare, Италия – 1600, Рим?) – итальянский натуралист, профессор ботаники, врач и писатель, римский гражданин, автор первого в литературе исследования по истории вина и виноделия. Его книга, озаглавленная «De naturali vinorum historia» («Естественная история вин»), вышла в 1596 году на латинском языке при поддержке Папы Римского Климента VIII (понтификат 1592–1605), который лично написал к ней краткое предисловие.

Баччи родился в 1524 году в небольшом городке Сант-Эльпидио-а-Маре на Адриатическом побережье.  В 1558 он написал книгу о термальных водах, а в 1567 году возглавил кафедру ботаники в университете Ла Сапиенца в Риме. В 1587 году получил должность архиатра (главного врача) папы Сикста V (понтификат 1585–1590). Уникальное положение Баччи при папском дворе помогло ему заручиться поддержкой папы Климента VIII, который даже сопроводил его книгу «О естественной истории вин» специальным посланием, в котором под страхом штрафа и даже отлучения от Церкви запретил другим издателям печатать эту книгу без согласия автора в течение десяти лет. Причём Климент VIII не просто написал предисловие, а издал специальный папский документ – motu proprio (лат. «по собственной инициативе»). Этот вид документов употреблялся в практике папских сношений с иностранными державами, когда Папа Римский не отвечал на сделанное ему предложение, но решал дело как бы заново – так, будто до тех пор никаких проектов и предложений по данному вопросу никто ему не представлял. Факт поддержки Римским Папой книги о вине особенно интересен, если помнить, что именно Климент VIII осудил книги Джордано Бруно и, в конце концов, повелел сжечь его на костре на Площади Цветов в Риме. Действительно, лучше заниматься исследованиями в области истории вина, чем рассуждать о религии и политике!

Что представляет собой книга «Естественная история вин» и каково ее место в истории жанра энологической (энология – наука о вине) литературы? Само название учёного труда Баччи содержит аллюзию на «Естественную историю» Плиния Старшего, жившего в I веке нашей эры. Различие в том, что «Естественная история» Плиния – это сочинение энциклопедического характера обо всём на свете, тогда как Баччи ограничился рассказом о винах древности и современном ему виноделии. Нельзя сказать, что Плиний не коснулся вин – им посвящена почти целиком вся 14-я книга «Естественной истории». Цель Баччи – посмотреть, что изменилось в виноделии за те полтора тысячелетия, что прошли после Плиния Старшего. Главная идея Баччи подобна максиме древнегреческого философа Гераклита: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», – только применять эту максиму надо не к рекам, а к виноградникам и вину. «Опыт учит нас, – пишет Баччи, – что вкус винограда, собранного с одной и той же лозы, меняется в зависимости от времени, чему виной изменчивость климата и множество других причин. Поэтому в виноделии речь не идёт о константах, но о переменчивых сущностях, а следовательно, важна история вина».

Главное внимание Баччи уделяет прежде всего итальянским винам, рассматривая по отдельности винодельческие регионы Италии. Далее Баччи переходит к истории виноделия в других странах. Так, он описывает вина о. Крита (в то время принадлежавшего Венеции), о. Хиос (в то время принадлежавшего Османской империи), Швейцарии, Германии, Австрии, Венгрии, Бельгии, Франции. Упомянуты и такие страны, как Польша, Англия, Валахия. Интересную информацию приводит Баччи и о сладком вине мальвазия из винограда того же названия, которое прославил в своих стихах великий Микеланджело. В эпоху Возрождения в Италии становятся модными сладкие вина греческого происхождения, такие как греко, мальвазия и москателло. Возрождение античных идеалов происходит во всех областях культуры, в том числе и культуры гастрономической.

Почитатели Гомера не могли оставить без внимания его характеристики вина, в которых неизменно присутствует эпитет «сладкое»: «божественно-сладкий напиток», «сладостней мёда вино» и т.д. Особое место среди этих вин приобретает мальвазия, которая становится вином папского двора. Виночерпий римского папы Павла III (понтификат 1534–1549), Санте Ланчерио, подавал понтифику мальвазию и «для питания тела», и «для полоскания горла», и для «макания в него пирожного». Такое внимание к мальвазии одного из самых образованных эрудитов эпохи и не менее изысканного гурмана, каким был этот понтифик, очень характерно. Мальвазию присылает в 1555 году в дар своему учителю, великому скульптору и живописцу Микеланджело Буонаротти в то время уже снискавший известность архитектор и историк искусства Джорджо Вазари. Микеланджело, которому тогда уже исполнилось 75 лет, пишет письмо и благодарит своего ученика и друга за дары. Обращаясь к архангелу Михаилу, он просит взвесить этот дар на своих весах (считалось, что архангел Михаил во время Страшного суда будет взвешивать добрые и злые дела людей: в зависимости от того, что перевесит, будет определяться их окончательная участь). Это письмо Микеланджело затем переделал в сонет.

Особенно любопытно сообщение Баччи о Московии: конечно, не о виноградниках, которых на Руси не было, а о том, что пили в те времена наши соотечественники. Надо сказать, что Баччи, живя постоянно в Риме и общаясь с папами, видел русских послов, прибывших в Рим к папе Григорию XIII (его именем называется современный Григорианский календарь), возглавлявшему Римский Престол с 1572 по 1585 год, чтобы просить его посредничества в заключении мира. В то время русский царь Иван Грозный никак не мог закончить неудачную для него Ливонскую войну. Баччи сообщает, что русские послы не очень жаловали вино, а налегали больше на «воду жизни» («aqua vitae»), то есть уже тогда русские люди пристрастились к достаточно новому в то время, но быстро ставшему национальным напитку – водке. По мнению историка этого вопроса, Вильяма Похлебкина, первая водка была дистиллирована монахами Чудова монастыря в Кремле между 1448 и 1478 годами.

В книге Андреа Баччи «О естественной истории вин» имеется и приложение, в котором речь идет о «заменителях вина», прежде всего о пиве, но упоминается также и начавший входить в то время в моду сидр. Здесь, однако, Баччи не был первопроходцем. В связи с сидром надо назвать книгу французского врача-гугенота Жюльена Полмьера (Julien de Paulmier, 1520–1588) «De vino et pomaceo» («О вине и сидре»), вышедшую на латинском языке в Париже в 1588 году и на французском «Traité du vin et du sidre» в Кане в 1589 году. Гугенот Полмьер чуть опередил благочестивого католика Баччи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 48 = 52