Номер журнала «Новая Литература» за июль 2023 г.

Донателло

Донателло (Donatello), (Донато ди Бетто Барди – Donato di Betto Bardi, ок. 1386, Флоренция – 13.12.1466, Флоренция) – один из самых замечательных итальянских скульпторов эпохи Возрождения, работавший с одинаковым мастерством с мрамором и бронзой. Родился Донателло (уменьшительно-ласкательное от Донато) во Флоренции или близ неё. Отец его был растяжчиком шерсти и принимал участие в политических баталиях между гвельфами, сторонниками папской власти, и гибеллинами, сторонниками имперской власти. Донато не получил общего образования, после смерти отца семья жила бедно, и мальчика отдали в ученики к ювелиру. Потом он учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо, пользуясь покровительством богатого флорентийского банкира Мартелли, и в мастерской знаменитого уже тогда скульптора Гиберти, и прошёл выучку на работах по украшению Флорентийского собора. Довольно быстро талантливый юноша нашёл самостоятельный художественный стиль. Одна из первых его работ – горельеф из мелкозернистого камня, – находится в церкви Санта-Кроче (Флоренция), изображает Благовещение. Уже сложившимся мастером для совершенствования своего художественного образования ездил на два или на три года в Рим вместе с известным архитектором Филиппо Брунеллески, который был его близким другом. Часами просиживали они перед античными развалинами, обмеряли их, раскапывали, так что их принимали за кладоискателей. Римские впечатления изменили мастера. Донателло был реалист, в его работах постоянно преобладает стремление изображать природу так, как она есть, и иногда можно подумать, что он нарочно отыскивает ее некрасивые стороны. Изучение памятников греко-римской пластики несколько умерило его реалистические стремления. Поэтому можно говорить, что у него два стиля: реалистический и классический. К первому относится его статуя Магдалины (ок. 1434, флорентийская Крестильница – Санто Кроче). Это – исхудалая старуха, покрытая волосами. То же направление видно и в его статуе царя Давида, известной под названием «Zuccone» и помещенной в фасадной стороне башни Джотто во Флоренции. Статуя эта – портрет современника, с большой лысой головой. Плоский рельеф, изображающий голову в профиль св. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (в настоящее время хранится в Англии). Подражание античному искусству видно и в бронзовом барельефе музея Барджелло во Флоренции, изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах «Силена и вакханки» на бронзовой плоской чаше (Кенсингтонский музей в Лондоне). Барельефы Донателло, заключённые в восемь медальонов и заказанные герцогом Козимо Медичи, его покровителя и друга, для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне – вероятно, копии с антиков. Но лучшие работы Донателло – те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмом и не подражая произведениям древности, искал своих идеалов в самом себе. Это, например, можно сказать о мраморной статут св. Георгия и о статуях Давида и апостола Марка. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, – обе во Флоренции. Несколько статуй вырублено Донателло для фасада флорентийского собора; среди них замечательна статуя евангелиста Иоанна. В 1444 г. Донателло был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты [Erasmo de Narni, кондотьер, предводитель венецианского наемного войска, за ловкость и коварство прозванный Гаттамелата, «пятнистая кошка»]. Она стоит теперь перед церковью св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи. Художник остался в Падуе до 1456 г. и создал там с помощию учеников несколько работ для украшения церкви св. Антония. Самые замечательные из них – бронзовые барельефы, представляющие эпизоды из жизни св. Антония, покровителя Падуи. В 1457 г. Донателло во Флоренции создает образ св. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом. Замечательна его мраморная статуя Иоанна (музей Барджелло, Bargello). Отличительная черта творческого гения Донателло состоит в том, что он с таким же искусством изображал силу и энергию, как и грацию и миловидность. Его барельеф мраморного балкончика собора города Прато, вырубленный в 1434 г., изображает полунагих детей, пляшущих хороводом или играющих на различных инструментах, с венками из цветов. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флорентийского собора и находящихся теперь в Museo dell’ Opera del Duomo. Некоторые детские бюсты Донателло в высокой степени верно воспроизводят действительность и чрезвычайно миловидны. Донателло с необыкновенной верностю угадывал впечатление, которое его работы будут производить на расстоянии, и умел определять степень их оконченности. Портретные бюсты – отрасль пластики, столь любимая греками и римлянами и совершенно забытая в средние века – была воскрешена Донателло. Некоторые из его бюстов замечательны по своей индивидуальности и как нельзя более характеристичны. Вообще Донателло с необыкновенным умением и живостью передавал духовную жизнь представляемого им лица. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Это – барельефы-медальоны, изображающие евангелистов вдохновлёнными или погружёнными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как, например, в барельефе, изображающим «Положение во гроб», находящемся в церкви св. Антония в Падуе. То же самое видно и в последнем его произведении, оконченном после его смерти учеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в церкви Сан Лоренцо, изображающих Страсти Господни. Донателло исполнил также вместе с учеником своим Микелоццо Микелоцци несколько надгробных памятников в церквах; среди них замечателен монумент развенчанного папы (антипапы) Иоанна XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгробных памятников, явившихся в XV и XVI столетиях во многих церквах Италии. Работал Донателло также в Сиене и Орвьето, а последние годы своей жизни провел во Флоренции, работая до глубокой старости. Умер в 1466 г. в одиночестве и погребён с большими почестями в церкви Сан Лоренцо, украшенной его работами, рядом с могилой Козимо – своего друга, так что «как души их всегда были близки, когда оба они были живы, так и тела их упокоились рядом, когда оба они умерли». В жизни Донателло был неприхотлив и непритязателен, казалось, материальное благополучие совсем не волновало художника. Он так и не обзавёлся семьёй и не скопил богатства, хотя бедным он не был. Красивое дорогое платье, подаренное ему Козимо Медичи, надевать стеснялся, дабы не выделяться. Пищей довольствовался самой простой и скромной, деньги держал в корзине, подвешанной на верёвке к потолку в своей мастерской, и каждый из его друзей, учеников или подмастерьев мог бесконтрольно ими пользоваться. Козимо Медичи перед смертью завещал своему сыну Пьеро, чтобы тот оформил на имя Донателло дарственную на богатое имение в окрестностях Флоренции. Пьеро исполнил обещание, данное отцу, и Донателло получил имение, но вскоре вернул его – заботы о хозяйстве слишком отвлекали его от работы. Пьеро назначил ему пенсию, на которую старый мастер и доживал свои дни. ► У Донателло был брат по имени Симон, который усвоил его художественную манеру и имел собственную репутацию.

Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/4848

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как издать бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки