Дуччо ди Буонинсенья (Duccio di Buoninsegna)

Дуччо ди Буонинсенья (Duccio di Buoninsegna) (ок. 1255, Сиена – 1318 или 1319, Сиена) – самый прославленный живописец сиенской школы, старший современник Джотто, основатель сиенской живописи, чьё творчество было ориентировано на византийскую традицию. Писал книжные миниатюры, расписывал мебель и шкатулки, «выкладывая пол Сиенского собора, он положил начало мраморной инкрустации фигур со светотенью, из чего новые художники делают чудеса, какие мы видим ныне» (Вазари). По средневековым хроникам и документам можно проследить творческий путь художника в его родной Сиене с 1278 по 1319 год. Кроме Сиены работал во Флоренции, Лукке, Пизе и Пистойе для разных церквей, а также участвовал в создании фресок для церкви Сан-Франческого (Св. Франциска) в Ассизи. На него оказали влияние художники сиенской школы, а также Чимабуэ. Преобладающим у Дуччо является светлый колорит, тонкость и плавность линий контуров, одухотворённость лиц. Дуччо – ещё мастер, который придерживался канонов византийского искусства, в манере, которую Вазари называл «греческой манерой» (византийцы были греками). Наиболее знаменитым его произведением считается двусторонняя икона, на лицевой стороне которой изображено «величие» Богоматери Марии, поэтому сама икона называется «Маэста» («Величество», шедевр мастера, ок. 1308–1311, Музей Собора, Сиена), а с задней стороны с большой тщательностью изобразил все главнейшие истории из Нового Завета с малыми и очень красивыми фигурами; «Мадонна Креволе» (ок. 1280, Музей Собора, Сиена); «Мадонна Ручеллаи» (галерея Уффицы, Флоренция); «Мадонна францисканцев» (ок. 1295, Национальная пинакотека, Сиена); «Бегство в Египет» (ок. 1310, Музей Собора, Сиена). Влияние его в Сиене было огромным, величайшим из его учеников был Симоне Мартини. Возможно, что Дуччо посещал Францию: в Париже зафиксировано пребывание некоего «Дюше де Сиене» в 1296 и 1297 годах. Хотя Дуччо много заимствовал из византийской традиции, для него характерна теплота человеческого чувства, благодаря чему он занимает в сиенской живописи примерно то же место, что Джотто во флорентийской (Александр Бенуа прямо называет его «сиенским Джотто»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

57 + = 65