Грасиан (Грасиан-и-Моралес) (Gracian), Бальтасар

Грасиан (Грасиан-и-Моралес) (Gracian), Бальтасар (Бельмонте, Арагон, 1601–1658) – испанский священник, философ, писатель-моралист. Родился в арагонском городишке Бельмонте в семье врача. Детство писателя прошло в бедности. Средств дать образование детям у родителей не было, и всем братьям и сёстрам Грасиана пришлось пойти по монастырям разных орденов. С помощью своего дяди, капеллана соборной церкви Толедо, Грасиан смог попасть в иезуитскую школу и пройти все ступени обучения. В школах Херона и Каллатаюде он изучает грамматику и философию, в университете Сарагосы – богословие. В 1627 г. он возвращается в колледж г. Каллатаюде как преподаватель грамматики и риторики. В 1631 г. оканчивает специальную школу проповедников и исповедников ордена иезуитов в Валенсии. Затем преподаёт философию в Лериде и Гандии. Весной 1636 г. Грасиан переводят в Арагон, в Уэску. Пребывание в Уэске, среда любителей искусства, философии и литературы, в которую он попал, определили в значительной степени дальнейшую судьбу и интересы Грасиана: в Уэске родился Грасиан-писатель. Свободное время Грасиан любил проводить в богатой библиотеке дворца дона Висенте Хуана де Ластаносы, человека просвещённого, очень богатого и влиятельного, с которым он подружился. Здесь Грасиан создал своё первое произведение – нравоучительный трактат «Герой» (1637), – сочинение, хорошо встреченное в Испании и в Европе, где «Герой» вызвал подражания («Французский герой», 1645; «Португальский герой», 1670). Затем вышел трактат «Политик» (Сарагоса, 1646), задуманный как продолжение «Героя». В 40-х годах выходят и переиздаются три новых произведения Грасиана: трактат-антология «Остроумие, или Искусство изощрённого ума» («Agudeza, y Arte de ingenio», 1642; есть рус. пер.); трактат о воспитании «Благоразумный» (или «Обходительный»«El Discreto», 1646); трактат в виде собрания трёхсот оригинальных афоризмов «Карманный оракул, или Наука благоразумия» («Oraculo manual», 1647; есть рус. пер.), переведённый на многие европейские языки. Растёт его литературная слава, но всё более осложняется его положение в ордене иезуитов и в обществе. За свою литературную деятельность Грасиан подвергается преследованиям со стороны руководства ордена. Последние десять лет (1647–1657) литературного творчества Грасиана почти целиком отданы «Критикону» («El Criticon», 1651–1657; есть рус. пер.), глубокому философскому роману-аллегории, роману-притче о пути человека в человеческом обществе. В 1651 г. Грасиана назначают начальником кафедры Святого писания в университете Сарагосы, но вышедшая в 1653 г. вторая часть романа переполнила чашу терпения начальства ордена. Грасиан снова, в который раз, обошёл цензуру своего ордена. Новый генерал ордена менее терпимо относился к литературной деятельности брата Грасиана. «Вместо того, чтобы быть сурово наказанным и призванным к покаянию, – возмущался генерал, – за то, что без благословения ордена напечатал несколько легкомысленных книг, брат Грасиан получает кафедру Святого писания в Сарагосе!» Грасиан принял некоторые меры предосторожности, он даже издал вполне благочестивые «Размышления о причастии» (1655) – первое выпущенное под своим настоящим именем и единственное чисто религиозное сочинение, в котором отвергает «приписываемые» ему всякого рода мирские книги. Но все же не мог удержаться от издания третьей части своего романа (1657). На этот раз Грасиана подвергли в Саламанке унизительным допросам и представили на рассмотрение шести профессоров ордена все сочинения, которые он издал за двадцать лет без цензуры своего начальства. По приговору судилища Грасиана изгоняют с кафедры и ссылают в захолустный городишко Граус. Писателя лишают возможности писать, у него отнимают перо, чернила и бумагу, морят голодом. Бдительно следящие за каждым шагом осужденного иезуиты докладывают, что Грасиан пребывает в огорчениях и меланхолии, не допустимых монаху. Грасиан просит перевести его в другой орден, ему отказывают. Истощённый постом, к которому его принудили, замученный преследованиями, лишённый возможности заниматься любим делом, писатель умирает в возрасте 57 лет, не прожив и года после саламанкского суда. ► Из высказываний Грасиана: «Невезение – чаще всего кара за глупость». –– «Учтивый способ не отказывать прямо – переменить разговор; иногда же ничего нет умней, чем прикинуться непонимающим». –– «Искусство быть счастливым. Есть для этого немало рецептов, не всякий годится для мудреца. Успеху может содействовать предприимчивость. Одни с беспечным видом становятся у врат Фортуны и ждут, пока возьмётся за дело она. Другие умней: они дерзко пробираются вперёд и действуют, полагаясь на собственные силы, ибо на крыльях доблести порой удаётся настигнуть счастье и подольститься к нему. Но, правильно рассуждая, нет лучшего пути, чем путь добродетели и усердия, ибо нет высшего счастья, чем благоразумие, как и худшего несчастья, чем неблагоразумие». –– «Во всяком деле, коль знаешь мало, держись проверенного». –– «Все глупцы упрямы, и все упрямцы – глупы». ► И. Н. Голенищев-Кутузов о романе «Критикон» (он называет его «Критик»): «“Критик” – одна из умнейших книг XVII столетия, беспримерная по богатству воображения, остроумия и сарказма, едкого, разящего, безжалостного, книга дерзкой отваги в суждениях о том, что почиталось его современниками жизненными ценностями. Грасиан хотел объять в своём романе и подвергнуть всестороннему анализу всю совокупность человеческой действительности, указать подлинное место вещей, разделить “видимость” и “сущее”. … “Критик” – сатира горькая и глубокая на человечество в целом, и в особенности на Испанию своего времени» («Романские литературы»).

Старый адрес этой страницы: http://biograpedia.ru/?q=node/171

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − 5 =