Ирод I Великий (Herod I)

Ирод I Великий (Herod I) (73 – 4 до н.э.) – царь иудейский (37–4), был сыном Антипатра и родоначальником других одноименных ему царей, упоминаемых в Новом Завете. Он управлял Иудеей, тогда римской провинцией, в год рождества Господня в Вифлееме Иудейском. Хотя Ирод и носил титул царя, но был подчинён римскому императору. Он отличался своей дикой свирепостью. Целый ряд жестокостей ознаменовал его 34-летнее царствование – он убил даже собственную жену и двух сыновей. В тридцать третий год царствования Ирода в Вифлееме родился Спаситель, Иисус Христос. Узнав о новорождённом Царе Иудейском и опасаясь, чтобы Он не отнял со временем у него царства, Ирод истребил 14 тысяч вифлеемских младенцев, думая в числе их погубить и Богомладенца Иисуса; впрочем, вскоре после того он сам погиб ужасной смертью в Иерихоне – именно был изъеден заживо червями. Перед смертью он разделил управление царством между тремя своими сыновьями. Над Иудеей, Самарией и Идумеей он поставил правителем Архелая; над Галилеей и Переей сделал тетрархом Ирода Антипу, дав Филиппа в правители трём верхним областям на в. от Иордана: Итурии, Авраните и Трахоните (Лк. III, 1). Хорошо известное изречение Августа, который, услыхав, что Ирод в числе вифлеемских младенцев убил своего собственного сына, воскликнул: «Лучше быть свиньёю Ирода, чем его сыном!» прямо доказывает, что слух об избиении младенцев, в том или другом виде, достиг даже Рима. – Ирод был одним из самых близких друзей Марка Антония, и когда тот потерпел сокрушительное поражение, многие справедливо сочли, что дни Ирода сочтены: Октавиан Август не прощал тех, кто якшался с его врагами. Но не так прост был Ирод. Он отправился на о. Родос, где в то время отдыхал Август, и там, сбросив с себя царскую тогу, корону и царские регалии, оставив при себе лишь коварство души, в таком виде пал ниц к ногам императора. «Да, – чистосердечно признался он, я помогал Антонию людьми, деньгами, советами и даже мог бы присоединиться к нему со своими войсками, если бы не вёл в это время другие войны. Я не оставил его, – продолжать хитрить Ирод, – даже тогда, когда Марк Антоний потерпел поражение, и не разлюбил его после того, как на него свалилось такое великое несчастье. Более того, я делал всё, чтобы предотвратить его гибель. Я давал ему ценные советы, которые наверняка спасли бы его, имей он желание и волю им следовать. Я уговаривал его бросить царицу Клеопатру, самого опасного и коварного его врага, снова собрать войска и попробовать вернуть себе утраченное. Если, – продолжал Ирод, – мою привязанность к Марку Антонию, который наградил меня своей дружбой и осыпал милостями, можно рассматривать как преступление, то я виновен. Однако любое доброжелательное сердце принудило бы человека поступить именно так –  разве можно оставаться неблагодарным к своему благодетелю? Прошу вас, ваше величество, поставить себя на место Марка Антония, и вы увидите во мне то же усердие, ту же верность, ту же любовь к вам, которые я прежде питал к вашему врагу». Столь разумные слова и благородные чувства понравились Августу. Он не только простил Ирода, но и оставил ему Иудейское царство, к которому присоединил ещё несколько крупных городов. Придя в восторг от «величия души», его решимости, его смелости в то опасное время, когда другие испытывали бы на его месте леденящий душу страх, он настолько зауважал этого лукавого царедворца, что даже сделал своим третьим по значимости другом после Марка Випсания Агриппы и Мецената. А хитроумному Ироду только это и было нужно. Об остальном он позаботится сам.

Ирод Антипа (Herod Antipa, 21 до н. э. – 39 н. э.) (см. Мф. XIV, 1, 3, 6) – сын Ирода Великого, иначе Сосипатр, управлявший Галилеей и Переей, четвёртой частью Иудейского царства, и потому называвшийся четверовластником (см. Лк. III, 1). Он был сладострастен и беспечен, отнял у Филиппа, брата своего, жену Иродиаду, за что и был обличён Иоанном Крестителем (Мк. VI, 18–20). Для удовлетворения своего праздного любопытства он пожелал видеть Господа Иисуса, прослышав о делах Его (Лк. IX, 7–9). Желание Ирода исполнилось: во время суда над Господом Понтий Пилат послал Его к Ироду, как жившего на подвластной ему территории; Ирод о многом Его расспрашивал, но Господь ничего не отвечал ему. За своё домогательство царского достоинства Ирод вместе с беззаконной женой своей Иродиадой был сослан римским императором Калигулой в заточение в г. Лион в Галлии.

Ирод Агриппа I (Herod Agrippa I, ок. 10 до н.э. – 44 н.э.) (Деян. XII, 1 и др.) – сын Аристобула, внук Ирода Великого. В юности довелось ему жить в Риме, где император Тиберий препоручил ему в смотрение внука своего. Но Агриппа чувствовал более привязанность к Калигуле, сыну Германика. Тиберий, прознав про это, приказал заключить его в темницу и заковать в цепи, заподозрив в измене и злом умысле на жизнь императора. Через шесть месяцев после этого на императорский трон в Риме взошёл Калигула и освободил сидельца. За страдания и терпение, перенесённые узником, Калигула подарил ему золотую цепь весом, равным железной, которой он был прикован в темнице. Он присовокупил к этому ещё и другие подарки. Он также повелел Ироду принять титул царя и отдал ему Тетрархию (Галилею) дяди его, к которой император Клавдий, наследник Калигулы, присоединил провинции, составляющие прежде царство Ирода Великого. Агриппа управлял своими подданными как отец родной, но омрачил своё правление преследованием христиан в угоду иудеям, и простёр снисхождение своё к ним даже до того, что приказал умертвить мечом Святого Иакова, а Святого Петра заключил в темницу. Иудеи называли его богом. Предание повествует, что Промысел Божий наказал Ирода, поразив какой-то внезапной внутренней болезнью (Деян. XII, 1–10), продолжавшейся только четыре дня, а на пятый день он скончался во дворце своём, изъеденный червями (Деян., XII, 20–23). Случилось это на седьмом году его царствования (летом 43 г. н.э.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 × 1 =