Еврипид (лат.Euripides)(480, Афины, Греция – 406 до н. э., Македония) – греческий трагический поэт, младший из трёх греческих трагиков-корифеев. Родился (по преданию) в Саламине, в день Саламинского сражения (20 сентября 480 г. до н. э.) от зажиточных, но незнатных родителей. Был женат дважды; от второй жены имел трёх сыновей, из которых один также писал трагедии. В семейной жизни был несчастлив, что не осталось без влияния на его и без того невесёлый нрав и на его суждения о женщинах. От политической деятельности уклонялся. Изучал риторику у Продика и философию у Анаксагора, много читал, преимущественно книги философского содержания (у него была первая значительная частная библиотека); имел общение с современными ему философами, софистами и политическими деятелями. Был другом Сократа, который редко ходил на театральные представления, но посещал их всякий раз, когда на сцене разыгрывали трагедии Еврипида. В 455 г. Еврипид впервые участвовал в драматическом состязании на афинской сцене, но только в 440 г. впервые получил высшую награду. Автор семидесяти пяти трагедий (по другим источникам 92). До нас дошли восемнадцать. Аристотель называл его «величайшим трагическим поэтом», а Цицерон и Мильтон были ревностными его почитателями. Под конец жизни, в 408 г., навсегда покинул Афины, удалившись в Пеллу ко двору македонского царя Архелая. Там же, в Пелле, он и умер, по преданию, растерзанный сворой бродячих псов, когда возвращался домой с любовного свидания с ключницей македонского царя. (Кристофоро Ландино сообщает, что Еврипид, возвращавшийся с царского пира, был укушен бешеной собакой и умер.) Среди дошедших до нас произведений поэта: «Гекуба», «Медея», «Ифигения в Авлиде», «Ипполит», «Андромаха», «Гераклиды», «Безумный Геракл», «Троянки», «Электра», «Елена». ► «…Предпочтительная разработка женских ролей в трагедии была нововведением Еврипида, и поэт остался верен себе в этом отношении до конца. Гекуба, Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария, Ифигения, Елена, Электра, Медея, Федра, Креуса, Андромеда, Агава и многие другие представляют собой типы наиболее законченные и жизненные; хоры в трагедиях Еврипида чаще составлены из женщин. Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности, в связи с хитростью, коварством и жестокостью занимают в драмах Еврипида весьма видное место. Женщины Еврипида превосходят его мужчин силой воли, яркостью чувства, большей настойчивостью в защите своих человеческих прав. Положительные женские характеры многочисленнее в уцелевших трагедиях, нежели отрицательные; даже такие женщины, как Федра, Медея, Гекуба, обуреваемые разрушительными страстями, искупают свою вину тяжестью выпавших на их долю испытаний. Женоненавистничество Еврипида, послужившее для Аристофана поводом к комедии «Женщины на празднике Деметры», выражается гораздо больше в суждениях действующих лиц и самого поэта, нежели в образе действий и нравственных качествах его героинь. Не последнюю роль отводил Еврипид рабам, по положению в обществе близко стоявшим к женщинам. Много раз изображал он тяжёлую долю раба, особенно рабыни, и учил зрителей состраданию и человечному отношению к рабам и несчастным. “Одно позорно у раба – имя; во всем прочем добрый раб не хуже свободного”. “Для многих рабов позорно только имя, а душою они свободнее не рабов”. Еврипид верит в равенство всех людей по природе, как происшедших от общей матери-земли» («Энциклопедия Брокгауза и Ефрона».)
Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/4561