Международный конкурс молодых критиков русской поэзии

Наполеон I Бонапарт (Napoléon Bonaparte)

Наполеон I Бонапарт (Napoléon Bonaparte) (15.08.1769, Аяччо, о. Корсика – 05.05.1821, о. Святой Елены) – французский полководец, первый консул республики (с 1799), император (1804–1814, 1815). Родился в г. Аяччо на о. Корсика в семье небогатого дворянина Карло Буонапарте. Поступив в военное училище, много читал, старательно учился, особенно преуспевая в математике. Уже тогда отличался честолюбием, замкнутостью, великолепной памятью и работоспособностью, волей и целеустремлённостью. Завершив образование в Парижской военной школе, начал службу подпоручиком в артиллерийском полку. Отличился при взятии г. Тулона республиканскими революционными войсками и, проявив личное мужество и хорошие военные знания, приобрёл авторитет в армии и народе. На него обратили внимание революционные власти, и скоро он стал генералом. Командуя армией по поручению Конвента, присоединил к Франции Северную Италию. В 1799 г. после государственного переворота был провозглашён первым консулом Французской республики. Изменив конституцию, сделался диктатором и с 1804 г. – императором французов. Успешные войны позволили ему контролировать или значительно влиять на политику всей Западной и Центральной Европы, осуществлять блокаду Британии (менее успешно обстояли его дела на море, где французский флот потерпел несколько чувствительных поражений от британского флота). В 1812 г. Наполеон двинул свою армию в поход на Россию, обещая своим воинам отдать на разграбление Москву и Петербург. После кровопролитного Бородинского сражения Наполеон вступил в Москву, но вскоре предложил русским мир и, получив отказ, вынужден был двинуться по разоренной Смоленской дороге в обратный путь, на котором его войска практически были разгромлены русской армией М. И. Кутузова и народным ополчением. Император бросил свою армию и вернулся в Париж. Русские войска вступили в Париж в 1813 г., Наполеон отрёкся от престола и был сослан на о. Эльбу. Но в 1815 г. он неожиданно высадился на юге Франции, был восторженно встречен французами, вступил в Париж и в течение 100 дней правил страной. В июне 1815 г. он был окончательно повержен союзными войсками в битве при Ватерлоо. Его сослали на далекий о. Святой Елены в Атлантическом океане у побережья Африки под надзор английских властей. Здесь император умер. Что касается литературных сочинений императора, то необходимо назвать его огромную корреспонденцию, опубликованную в 12 томах; его небольшое сочинение «История Корсики» («HistoiredelaCorse»); «Мемуары» («Mémoires pour servir à l’Histoiredela Francesous Napoleon etc.», 9 т., 1830), продиктованные им на о. Св. Елены и записанные его генералами Гурго и Монтолоном; воспоминания («Мемориал со Святой Елены», 8 т., 1822–1824), записанные со слов императора его секретарем Э. де Ласкасом; «Военные максимы и размышления» («Maximes de Guerre»), подготовленные генералом Уссоном (Husson); «Разговоры о религии» («Conversationsreligieuses», 1841), изданные Ботерном (Beauterne). ► Интересная мысль высказана о Наполеоне в Nouvelle Biographie Générale: «В его гении было больше воли, чем глубокой рассудительности». ► Из высказываний Наполеона: «Есть два рычага, которыми можно двигать людей, – страх и личный интерес». –– «Народ бывает страшен, но у него есть сердце, аристократия холодна и никогда не прощает». –– «Я осыпал золотом моих сподвижников; но мне надобно было понимать, что, разбогатев, человеку уже не хочется подвергать себя смертельной опасности». –– «Когда в бытность мою монархом случалось мне пользоваться правом помилования, впоследствии я всегда и неизменно раскаивался». –– «Самое верное средство остаться бедным – быть честным человеком». –– «В управлении не должно быть полуответственности: она с неизбежностью ведёт к утайке растрат и неисполнению законов». –– «Существует род воров, которых законы не преследуют и которые крадут у людей то, что есть у них самого драгоценного, а именно – время». –– «Религия связывает идею равенства с небом, удерживая тем самым бедняков от истребления богачей. Религия имеет ту же ценность, что и прививка. Она удовлетворяет нашу склонность к сверхъестественному и предохраняет нас от шарлатанов… Общество не может существовать без имущественного неравенства, а это последнее не может существовать без религии. Человека, умирающего с голоду, в то время как его сосед наслаждается яствами, можно поддержать лишь верой в существование высшей силы и убеждением, что в мире ином блага будут распределены иначе».

Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/4505

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Международный конкурс молодых критиков русской поэзии