Абрахам (Авраам) а Санта Клара (Abraham a Santa Clara), (Иоганн Ульрих Мегерле – Megerle, 1644–1709) – австрийский монах-августинец, знаменитый проповедник и эксцентричный писатель-сатирик, прозванный «венским Рабле». Сын хозяина постоялого двора. Учился в иезуитском колледже в Ингольштадте, затем в бенедиктинском университете в Зальцбурге. Вступил в орден августинцев в 1662 г., в 1668 г. рукоположен в сан, а затем был послан в Вену в качестве проповедника. Его необыкновенные способности, необычная манера читать проповеди привлекли внимание высших слоев венского общества и вскоре он был назначен имперским проповедником (Keiserlicher Prediger); с 1695 г. постоянно жил в Вене и занимал высокое положение в ордене. Проповедовал и писал в жанре, который французы именуют предикториана. Это курьезные проповеди: присловья, шутливые нападки и поношения, зачастую откровенные выдумки священников, «наделенных самобытным характером и яркой творческой индивидуальностью» (И. Рат-Вег, «Комедия книги»). Между прочим, необычность и экстравагантность его проповедей отражена в характере их названий. Именно в жанре смачных поношений написана его знаменитая книга «Иуда, архиплут» («Judas, der Erzschelm», 1686–1695), представляющая собой причудливое сочетание биографии (Иуды Искариота) и нравоучений, перемежающихся занимательными историями, анекдотами, байками, шутками и поучительными примерами. Любопытно, что его стиль, с подачи Гёте, имитировал Шиллер в речи капуцина в «Валленштейне». («Для проповеди капуцина я послал ему “Речи Абрагама а Санта-Клара”, из них он умело и остроумно составил эту проповедь», – говорил Гёте Эккерману). Абрахам а Санта Клара – страстный, азартный и остроумный публицист и неисчерпаемый выдумщик, обладавший необыкновенной фантазией, изобретательностью и богатейшим воображением, а его проповеди – своеобразное зеркало, в котором весьма причудливым образом отражались человеческие пороки и слабости, особенно недостатки и грешки, свойственные жителям Вены, в которой он жил и жизнь которой он хорошо знал («MerksWienn», 1679). К сожалению, «речи и проповеди Абрахама трудно переводимы: градом ниспровергающаяся игра слов и рифмованные присказки, кружащиеся в вихре венского диалекта остроты и назидания столь органично вплетены в его проповеди, что, лишившись их, остатки жаркого потеряют свой аромат» (И. Рат-Вег, «Комедия книги»). Мужские пороки, недостатки и слабости высмеяны им на манер Себастьяна Бранта в книгах «СentifoliumstultoruminQuartooderHandertausbündigeNarreninFolio» (1707; приведены примеры одной сотни дурачеств и глупостей, коим предаются мужчины) и «WunderlicherTraumvoneinemgrosenNarrennest» (Salzburg, 1710); не оставил без внимания веселый венский проповедник и женские недостатки и слабости, посвятив им отдельную книгу – «Malagalina» (1713), в которой описал и привел примеры такого же количества «женских глупостей». Другие произведения: «SoldatenGlory» (1676); «DieheiligeHof-Art» (1677); «LöschWien» (1680); «GroseTotenbruderschaft» (1680); «Auf, auf, ihrChristen» (1683); «Epitaphium» (1683); «Reimbdichoderichlisdich» (1684); «Gack, Gack, Gack à Ga» (1685); «FragundAntwort» (1697); «BrunstzuWien» (1697); «EtwasfürAlle» (3 т., 1699–1711; 1905); «GeflügelterMercurius» (2 т., 1701–1702; 1922); «SterbenundErben» (1702); «EinKarrenvollerNarren» (1704); «HuiundPfuiderWelt» (1707); «BesondersmöblierteundgezierteTotenkapelle» (1710); «AbrahamischeLauberhütt» (3 т., 1721–1723) и другие. Собрание сочинений («SämtlicheWerke») вышло в 21 томе в 1835–1854 гг., избранные сочинения – «Werke» (3 т., 1943–1945); «Auslese» (6 т., 1904–1906); «Auswahl» (1959). Хотя преподобный отец Абрахам а Санта Клара и облекал свои проповеди в причудливые и замысловатые формы, обильно сдабривая их выдумками и шутками, намерения его были серьезны, чисты и благородны: заставляя прихожан смеяться, он стремился улучшить или, во всяком случае, смягчить их грубые нравы. ► Лучшая книга о знаменитом венском проповеднике: Theodor Georg von Karajan «Abraham a Sancta Clara» (Vienna, 1867). ► Вот текст молитвы, которую вкладывает отец Абрахам а Санта Клара в уста некоей римской госпожи и которую он предназначает для всякой замужней женщины: «Господь всемогущий, сотворивший женщину из ребра Адамова, сиречь из кости его, будь ко мне милостив и помоги не быть с мужем моим упрямой и жестокой, аки кость, своевольной и себялюбивой. Освободи меня от грехов, что со мной родились на свет: от любопытства, и от нестойкости, и от тщеславия, и от пристрастия к плотским радостям. Удержи меня от румян и белил, от пустой болтовни, помоги держать язык за зубами и в церкви, и в праздной женской компании. Будь всегда со мной, чтобы с мужем моим, который дарован мне милосердием Твоим, никогда не быть мне лживой, коварной и вероломной. Дай мне, Господи, силы никогда не быть угрюмой и сварливой; друзей и подруг мужа во всякое время принимать с христианской любовью. Дай мне дома не чесать без умолку языком, не устраивать склоки и ссоры, блюсти тишину и порядок, безупречно вести хозяйство. Помоги мне быть всегда скромной и терпеливой, домовитой и работящей, благочестивой и благодарной мужу моему. Не допускай ко мне мысль дьявольскую, что заслужила я лучшего мужа: ибо я и этого-то недостойна. Дай мне, Господи, чтобы этого мужа я считала лучшим даром судьбы, величайшим сокровищем и чтила бы в нем господина своего до конца дней своих. Аминь!» (И. Рат-Вег, «Комедия книги», пер. Ю. Гусева). Много ли найдется женщин, которые восприняли бы такую молитву всерьез?
Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/103