Международный конкурс молодых критиков русской поэзии

Ноде (Naude), Габриэль

Ноде (Naude), Габриэль (02.02.1600, Париж – 10.07.1653, Abbeville) – французский учёный, врач, философ-вольнодумец, библиотекарь, библиофил и библиограф. Коренной парижанин, он родился в семье мелкого чиновника. Сперва обучался в монастырской школе, чтобы постичь латынь – главное духовное оружие образованного человека того времени. Вскоре обнаружился его интерес к гуманистическим философским учениям и скептический склад ума. «Сенека повлиял на меня больше, чем Аристотель, – писал он, – Плутарх больше, чем Платон, Гораций больше, чем Гомер и Вергилий, а Монтень больше, чем все вместе взятые». Литературные интересы и способности не мешали ему интересоваться естественными науками – он поступил на медицинский факультет Сорбонны: медицинская профессия обещала устойчивый заработок, что имело для небогатого Габриэля первостепенное значение. После двух лет университетских занятий молодой медик и гуманитарий получил неожиданное предложение президента одной из адвокатских корпораций, члена парламента, советника короля Анри де Месма, покровителя искусств и служителей муз, заняться упорядочением и пополнением его наследственной библиотеки. Ноде согласился, и с этого времени он стал практиком и теоретиком библиотечного дела. Впоследствии он был личным врачом Людовика XIII, библиотекарем кардинала Ришельё, а затем кардинала Мазарини. Большую часть своей жизни он провёл в поисках для именитых покровителей и заказчиков наиболее редких изданий и необычных книг. Почитатель античности и учения Аристотеля, понимаемого им как антипод мистицизма, он был близким другом Гассенди, вместе с которым входил в «La Tétrade» – группу просвещённых и утончённых вольнодумцев и эрудитов (туда входили также Диодати и Ламотт-Левайе). В течение 10 лет, проведённых в Риме, разрабатывал тему «революции» во всех сторонах жизни. Этой теме посвящены трактаты «Дополнение к истории Людовика XI» («Addition à l’histoire de Louis XI», 1630) и «Политические рассуждения о государственных переворотах» («Considérations politiques sur les coups d’État», 1639, согласно титульному листу опубл. в Риме, а на самом деле в Париже; страсбургская перепечатка 1673 г. носит другое название – «Наука государей»). Никогда не забывал он о книгах, собирал и скупал редкие книги и рукописи. (В Риме говорили, что после посещения Ноде книжные лавки разорены словно завоевателем, а не библиотекарем. Сам Ноде любил повторять, что в собирании книг, как в любви и на войне, всё дозволено.) Большой знаток и тонкий ценитель книг, он составил «Руководство по составлению библиотеки» («Avis pour dresser une bibliothèque», 1627), собрал для кардинала Мазарини коллекцию из 40 тыс. томов, составившую основу знаменитой библиотеки Мазарини. Он также предложил и развил для Мазарини некоторые политические идеи, изложенные им в остроумном и едком сочинении «Маскюрат» («Mascurat», полное название диалога: «Суждение обо всех сочинениях, направленных против кардинала Мазарини», 1649 – обзор памфлетов против кардинала; кратко диалог назван по имени одного из собеседников) и призванном противостоять нападкам на кардинала в многочисленных памфлетах его политических врагов (в т. н. мазаринадах). В 1652–1653 гг. по приглашению шведской королевы Христины Ноде жил в Стокгольме, где исполнял обязанности личного библиотекаря королевы. Просвещённый и эрудированный человек, противник всякого рода предрассудков и заблуждений, Ноде враждебно относился ко всему сверхъестественному и выступил с трактатом «В защиту всех великих людей, ошибочно подозреваемых в магии» («Apologie pour tous les grands personnages qui ont été faussement soupçonnés de magie», 1625). Публикация такой книги для того времени есть проявление мужества. В этой книге он утверждает, что всего существует четыре рода магии: «божественная магия»; «теургия», или религиозная магия, освобождающая душу от телесного осквернения; «гетия», или колдовство, и, наконец, «естественная магия», которая есть совокупность естественных наук. Только третью из разновидностей магии, гетию, можно считать вредоносной, но как раз ею «великие мужи» и не занимались. Среди «великих мужей», которых он пытается защитить от обвинений в злокозненной магии, наиболее крупными фигурами являются Зороастр, Орфей, Пифагор, Сократ, Плотин, Порфирий, Ямвлих, Раймунд Луллий, Парацельс, Генрих Корнелий Агриппа (которому посвящена целая глава) и Пико делла Мирандола. Короче говоря, речь идёт о неоплатониках и восходящей к ним ренессансной традиции, в которой ведущую роль играет Агриппа, главный представитель возрожденческой магии. Ноде настойчиво убеждает организаторов гонений на колдовство проявлять возможно большую осмотрительность и не путать честных людей со злокозненными «магами». –– Известна книга Ноде «Политическая Библиография» (1633), «Syntagma de studio militari» (Рим, 1637; военная библиография), сборник изречений под традиционным названием – «Naudæana» (1701). Всего им написано 92 сочинения. ► В представлении Ноде идеальная библиотека должна была включать не только стандартные издания классиков, но и вообще главнейшие сочинения всех времён и народов по всем отраслям знания. «Каждый должен найти в такой библиотеке то, что он ищет», – говорил Ноде. В 1658 г. в Париже был издан сборник, посвящённый памяти Ноде. «Он лечил тупость нашего времени», – сказано в предисловии к этой книге. Великий библиотекарь завещал не только принципы построения крупной книжной коллекции, которые сохранили исторический интерес и до наших дней, он пропагандировал любовь к книге, просвещению и добру. ► Любопытно знать, что кардинал Ришельё поручил ему исследовать, кто должен считаться автором «Подражания Христу». И когда Ноде доказал, что автор знаменитой книги есть Фома Кемпийский, монах августинского ордена, то другие ордена начали его преследовать; возник процесс, окончившийся лишь в 1652 г., незадолго до смерти учёного.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::: 

Когда в 1652 Габриэль Ноде переезжал в Стокгольм, у него наверняка было меньше вещей, чем у многих современных жителей столицы Швеции. Подчас оказывается, что нанять специалистов по переезду удобнее, чем попросить о помощи знакомых. Тем более, если среди сотрудников такой фирмы них есть не только водители и грузчики, но и специалисты по упаковке бытовых предметов для перевозки. Компания Dolores Service поможет вам перевезти свои вещи в Стокгольме с бо́льшим комфортом, чем об этом могли мечтать даже короли во времена Габриэля Ноде. Flytthjalp Stockholm в переводе со шведского как раз и означает: “помощь в переездах”.

Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/133

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Международный конкурс молодых критиков русской поэзии