Сандрарт (Sandrart, Зандрарт), Иоахим фон

Сандрарт (Sandrart), Иоахим фон (12.05.1606, Франкфурт-на-Майне – 14.10.1688, Нюрнберг) – немецкий художник, гравёр, историк искусства и переводчик. Первоначально гравёр по меди, затем живописец, этот «немецкий Вазари», как его назвали, прославился своим обширным и роскошно изданным трудом – «Немецкая академия изящных искусств, зодчества ваяния и живописи» («Teutsche Academie der Bau-, Bild- und Mahlerey-Künste», изд. 1675–1679, Нюрнберг и Франкфурт, лат. пер., 1683, Нюрнберг).

Сандрарт начал работать самоучкой, первым его учителем по гравюре был Изельбург, затем Задлер в Праге. Этот последний направил внимание пятнадцатилетнего ученика на живопись, и он стал учеником Геррита ван Хонтхорста (Gerrit van Honthorst) в Утрехте.  Вместе с учителем он побывал в Лондоне, оттуда уже самостоятельно отправился в 1627 г. в Италию, объездил значительную часть Европы. В Венеции его привлекли творения Тициана и Веронезе; в Риме он попадает в среду интернациональной колонии художников. Здесь же он соревнуется с итальянскими художниками – Гвидо Рени, Гверчино, Джованни Ланфранко, Доминикино, Никола Пуссеном  и  др. – в  выполнении ряда картин по заказу испанского короля. В Риме он знакомится с Клодом Лорреном и становится его спутником при изучении римского пейзажа.

Своей конкурсной картиной «Смерть Сенеки» он составил себе славу, и маркиз Джустиниани заказывает ему серию гравюр на меди с изображением античных статуй. В 1631 г. эти гравюры были изданы в двух фолиантах. В это же время он исполняет заказы папы Урбана VIII: портрет и ряд исторических картин для римских церквей; здесь же занимается изучением античных памятников Рима и церквей, плодом чего является его главный труд – «Немецкая академия» (http://www.sandrart.net/en/) с характерным по своей обстоятельности титульным листом, с массой прекрасных гравюр на меди.

Труд этот – своеобразная энциклопедия или словарь по искусству, обширная компиляция из разных источников без их указания. Но и в нём можно отметить нечто своё, как, например, замечательная для своего времени глава из третьей книги, посвящённая восточно-китайской живописи. Труд этот состоит из трёх частей. Первая часть (лат. «Sculpturae veteris admiranda») содержит введение в три искусства; для нее он широко использовал труды Вазари, Палладио, Альдрованди, ван Мандера и трактат знаменитого французского гравера Абрахама Босса (Bosse, 1602–1676) о гравюре (1645). Вторая часть (лат. «Academia nobilissimæ artis pictoriæ») ценна многочисленными жизнеописаниями известных художников, начиная с античных, с приложением изображений. Источником к этой части служил преимущественно Вазари в переводе Карела ван Мандера. Но и приводимые собственные сведения Сандрарта значительны и самостоятельны, особенно там, где они касаются современников, так как он располагает материалом личных впечатлений и воспоминаний. Третья часть (лат. «Romæ antiquæ et novæ theatrum») замечательна как попытка музеографии. Частично она построена на путевых заметках французского врача и нумизмата Шарля Патена (1633–1693; «Relations historiques et curieuses de voyages, en Allemagne, Angleterre, Hollande, Boheme, Suisse, &c.», 1676), сына знаменитого врача и остроумца Ги Патена (Patin), прославившегося своими «Письмами»; но и здесь богатый запас личных путевых впечатлений дает Сандрарту возможность сказать много нового и самостоятельного. Здесь же использован материал его собственного собрания, а также историческая и мифологическая иконография, составленная по старинным итальянским и нидерландским источникам и по переводу «Метаморфоз» Овидия, сделанному Карелом ван Мандером. Несмотря на отмечаемые специалистами недостатки и слабые места, «Немецкая академия» – результат большого прилежания и упорного труда. Будучи теоретически скудной, эта книга богата изобилием материала.

Из Рима Сандрарт отправился в Неаполь, где рисовал и писал пейзажи, оттуда – на о. Сицилию, на Мальту и через Апулию – в Рим. В 1635 г. он возвратился в Германию. Свирепствовавшая здесь Тридцатилетняя война не помешала распространению его славы. Он пишет ряд картин для церквей, портреты и аллегорические картины. Его родной город Франкфурт принимает его с почётом. Тревожная обстановка Тридцатилетней войны заставляет его удалиться в Амстердам, где он работает со своим учеником талантливым художником Маттеусом Мерианом-младшим. Сандрарт писал картины и для курфюрста Баварского. Около 1649 г., после работы в Аугсбурге, он отправился в Нюрнберг.

Как художник Сандрарт блестяще владел техникой, умел работать быстро: по два портрета в день. Пожалуй, самая известная его историческая картина – «Пир после заключения мира», в которой он написал портреты собравшихся в 1650 г. в Нюрнберге после завершения Тридцатилетней войны князей (50 персонажей). Портреты написаны очень хорошо в венецианской манере. Эта картина была подарена Нюрнбергской ратуше шведским адмиралом и фельдмаршалом Карлом-Густавом Врангелем (1613–1676), ключевым шведским полководцем, на заключительном этапе Тридцатилетней войны. Из Нюрнберга Сандрарт был вызван в Вену – писать портрет императора Фердинанда III, римского короля Фердинанда IV и эрцгерцога Леопольда.

Сандрарт умер в 1688 г. в Нюрнберге, где и похоронен. На памятнике помещена длинная надпись, с кратким жизнеописанием и со всеми титулами – рыцаря св. Марка, советника города Нюрнберга и пр. и пр. и пр. Достоин упоминания тот факт, что при своей жизни он на свои средства воздвиг в Нюрнберге памятник Альбрехту Дюреру. По отзыву Куглера, Сандрарт принадлежит к немецким историческим живописцам, многим обязанный итальянской школе. Как художник он прекрасный подражатель Рубенса и Хонтхорста.

Картины Сандрарта рассеяны по разным церквам. Впитав в себя художественную культуру своего времени и будучи не только художником-практиком, но одновременно и теоретиком, Сандрарт в области теории оказался всего лишь компилятором и эпигоном. Творческие возможности немецкого искусства окончательно иссякли в императорском и княжеских дворах отсталой и одичавшей после Тридцатилетней войны Германии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *