Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone)

Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (наст. имя Angiotto или Ambrogio di Bondone, ок. 1267, Коле де Веспиньяно, окрестности Флоренции – 08.01.1337, Флоренция) – итальянский художник и архитектор, родоначальник реалистического искусства Возрождения, «отец европейской живописи», которую он возвысил над обычным ремеслом. Тогда как его предшественники писали лишь иконы, в которых выступают неподвижные плоские одиночные фигуры, он рисует в своих картинах оживлённые группы людей; бесконечно изобретательный, он изображает во фресках события из Ветхого и Нового Завета, из жизни святых и особенно любимого им Франциска Ассизского. Вместо прежней византийской (греческой) неподвижности, он дал фигурам жизнь и движение. Также и в одеждах прежняя сухость и тяжеловесность заменены более богатыми, яркими и мягкими складками. Многочисленные ученики, последователи и подражатели прославленного мастера распространили его влияние на многие культурные центры Европы. Разносторонность интересов художника позволяет считать его типичным представителем эпохи Возрождения. Он не занимался ничем иным, кроме своего искусства, не принимал участия в политической деятельности, в отличие от своего старшего современника и друга Данте, но был человеком образованным, известным во Флоренции остряком и балагуром, был в общении очень доступным и благожелательно настроен к людям.

Джотто родился в деревушке в округе Веспиньяно, неподалеку от Флоренции, вероятно в 1267 году, поскольку известно, что умер в 1337 году в возрасте семидесяти лет. По рассказу Вазари, Джотто был сыном хлебопашца по имени Бондоне. Он же рассказывает такую историю. Однажды прославленный в те времена живописец Джованни Чимабуэ (Cimabue, 1240–1302), идя по дороге из Флоренции в Веспиньяно, увидел пасшего стадо мальчика, который рисовал на гладком камне овцу. Чимабуэ договорился с отцом мальчика и взял его к себе в ученики, и вскоре ученик превзошёл учителя. Анонимный комментатор «Божественной комедии» XIV века утверждает, правда, что Джотто был отдан обучаться ткацкому ремеслу, но убежал из мастерской ремесленника в мастерскую художника. Вместе с Чимабуэ Джотто, должно быть, впервые попал в Рим около 1280 года, а затем побывал в Ассизи. По-видимому, в конце 80-х годов молодой художник женился на Джунта ди Лапо дель Пела, от которой имел четырёх дочерей и четырёх сыновей. По свидетельству Боккаччо, Джотто имел самую заурядную, невыразительную внешность – «маленького роста, безобразный». В анекдотах и новеллах того времени Джотто выступает как острослов и весельчак, всегда имеющий, по отзыву Вазари, «словечко под рукой и острый ответ наготове». Рассказывали, что как-то во время страшной жары какой-то князь (Робер Анжуйский?) сказал художнику, занятому, по обыкновению, напряжённой работой: «Будь я на твоём месте, я бы немного отдохнул». – «И я тоже, будь я на Вашем», – парировал живописец. Девяностые годы художник провёл, по всей видимости, в Ассизи, где принимал участие в росписи Верхней церкви Сан-Франческо (над гробом Св. Франциска). К самым ранним его произведениям относят некоторые фрески на тему Ветхого и Нового завета – в верхней зоне стен продольного нефа. Эти росписи были сделаны в первой половине девяностых годов. Предполагают, что Джотто ездил затем на некоторое время в Рим, где на него произвели сильное впечатление работы Пьетро Каваллини (Pietro Cavallini, ок. 1240 – ок. 1330), римского живописца и мозаичиста, и раннехристианские мозаики. К этому же периоду относятся большое, высотой в пять метров, «Распятие» (ок. 1293 – 1300), сделанное для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, и «Мадонна с Младенцем» (церковь Мадонна ди Сан-Джорджио алла Коста, Флоренция). Фрески нижнего яруса Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи написаны во второй половине девяностых годов, когда Джотто вторично пригласили в Ассизи уже как руководителя всех живописных работ. Картина, которая впервые прославила его, была знаменитая «Навичелла» («ладья», «челнок»), известная также под названием «Корабль Джотто», где был изображён Христос, спасающий тонущего Петра. В конце 1290 – начале XIV века Джотто был в Риме, где для базилики Св. Петра воспроизвёл картину в мозаике. Мозаика погибла в начале XVI века при разрушении старой базилики. В первое десятилетие нового века Джотто живёт в основном в Падуе. К 1303–1305 годам относят начало его работы в Капелле дель Арена. Капелла названа так потому, что расположена на месте древнеримской арены, и построена на средства богатого купца Энрико Скровеньи (Scrovegni, ум. 1336) во искупление грехов его отца, тоже ростовщика, упомянутого у Данте. Строительство началось в 1303 г., а фрески Джотто обычно датируют ок. 1305–1306 гг. Заказчик торопил с окончанием работ, и мастер вынужден был начать роспись недостроенного помещения. Вообще говоря, творчество Джотто связано со сложнейшими проблемами атрибуции, но все согласны с тем, что цикл фресок в Капелле дель Арена в Падуе принадлежит Джотто, и это даёт отправную точку для исследования его творчества. Фресками Джотто расписал весь интерьер небольшого здания капеллы – свод и стены. Весь цикл росписей посвящен жизнеописанию Марии и Иисуса Христа. Двойное посвящение храма диктовало и двойной смысл живописного цикла. На западной стене расположен «Страшный суд», над алтарной аркой – «Благовещение», а на главных стенах в три ряда изображены сцены из жития Богоматери и её родителей, Св. Иоакима и Св. Анны, сцены «Страстей Христовых», а под ними – аллегорические фигуры, олицетворяющие человеческие добродетели и пороки в монохромном колорите. (Джотто и Джованни Пизано первые ввели в живопись аллегорические фигуры). Фрески капеллы Скровеньи – лучшие фрески Джотто. Закончив работы в капелле, Джотто со славою вернулся во Флоренцию. Здесь в 1310 году для церкви Всех Святых Джотто выполнил ныне знаменитую, монументальную картину «Мадонна Оньисанти», изображающую мадонну с младенцем в окружении ангелов и святых. Из более поздних работ Джотто, к сожалению, плохо сохранившихся, следует назвать его росписи в церкви Санта-Кроче во Флоренции на евангельские темы: «Сцены из жизни Иоанна Евангелиста и Иоанна Крестителя» (капелла Перуцци, ок. 1317) и на темы из жизни св. Франциска («Легенда о Св. Франциске», капелла Барди, 1317–1328 гг.). Благодаря своей славе живописца и зодчего Джотто в 1334 г. был назначен Флорентийской синьорией главным руководителем строительства городского собора Санта-Мария дель Фьоре. Его надзору были поручены и все общественные здания Флорентийской республики. Он начал строительство знаменитой кампанилы (колокольни), но после смерти мастера она была перепланирована. Колокольня создана по рисункам Джотто и сохранила его имя, став украшением и одним из символов Флоренции. Несмотря на свою высоту (84 м), она столь изящна, размеры ее столь гармоничны, декоративные элементы ее так хорошо вяжутся между собой, что она кажется зрителю скорее ювелирным изделием, чем зданием. Между 1329 и 1333 годами художник работал в Неаполе для короля Робера Анжуйского (ни одной работы Джотто в Неаполе не сохранилось). Около 1335 года – в Милане для правителя Аццоне Висконти, как о том сообщает в своей «Хронике» Джованни Виллани. В то же время он руководит своей мастерской, из которой выходили очень сложные по замыслу и исполнению произведения, изумляющие роскошью и горением красок, подписанные Джотто, но, по мнению историков искусства, такая подпись является скорее торговым знаком, свидетельствующим, что произведение вышло из мастерской Джотто, а не указанием на его авторство. Джотто писал также в Авиньоне, Вероне, Ферраре, Равенне, Урбино, Ареццо, Неаполе, Гаэте, Римини и Милане. На фреске «Ад и Рай» (ныне в Национальном музее, Флоренция), сильно пострадавшей, изображён единственный верный портрет Данте, Джотто соорудил ему памятник после смерти поэта. В «Хронике» Виллани так говорится о смерти художника: «Мастер Джотто, вернувшись из Милана, куда он был послан нашей республикой на службу владетелю Милана, скончался 8 января 1337 года и был с большими почестями похоронен на государственный счёт в соборе св. Репараты». Джотто пользовался большим уважением у своих современников. Данте говорит о нём в «Божественной Комедии» как о самом замечательном живописце его времени. Так же отзываются о нем Петрарка, Боккаччо и Гиберти. При жизни Джотто пользовался огромной славой, он даже стал героем анекдотов и нескольких новелл своих современников. Великий Данте, старший современник художника, назвал Джотто «величайшим мастером живописи своего времени».

► Боккаччо о Джотто: «Джотто благодаря несравненному своему дару всё, что только природа, содетельница и мать всего сущего, ни производит на свет под вечно вращающимся небосводом,  изображал  карандашом, пером или же кистью до того  похоже, что казалось, будто это не изображение, а сам предмет,  по  каковой  причине  многое  из  того,  что  было им написано, вводило в заблуждение людей: обман зрения был так силён, что они принимали изображенное им за сущее. Он возродил искусство, которое на протяжении столетий затаптывали по своему неразумению те, что старались не столько угодить вкусу знатоков, сколько увеселить взор невежд, и за это по праву может быть назван красою и гордостью Флоренции» (цит. по изд.: Э. Панофский, «Ренессанс и “ренессансы” в искусстве Запада», М., Искусство, 1998).

► «Он был очень изобретателен, очень приятен в обхождении и большой мастер говорить острые слова, память о которых ещё жива в этом городе [Флоренции] <…> Он был очень любознателен, ходил вечно погружённый в размышления о новых вещах и старался приблизиться к природе, почему он заслуживает быть названным учеником природы, а не кого-либо другого. Он рисовал разнообразные пейзажи, полные скал и деревьев, что представляло новизну в его время» (Вазари).

► Капелла Скровеньи – небольшое, скромное по своей архитектуре, узкое и высокое здание по своим внутренним стенам целиком покрыто фресками Джотто и представляет собой замечательный, поистине неповторимый памятник искусства первых годов XIV в. Стены капеллы разделены на три яруса, три горизонтальные полосы, каждая из которых в свою очередь разбита на отдельные прямоугольники, содержащие самостоятельные сюжеты, отдельные картины, объединённые в два цикла, посвящённые жизни Девы Марии (14 фресок) и жизни и страстям Иисуса Христа (23 фрески). Циклы обрамлены изображениями символических фигур добродетелей и пороков (14 фресок). Большая задняя стена посвящена изображению «Страшного суда». Во всём этом громадном комплексе Джотто выступает как художник огромного дарования, как смелый и решительный реформатор, использующий все новое, что создали передовые художники до него, комбинируя это новое по-своему и внося еще больше своего.

► «Громадная заслуга Джотто как живописца заключается в том, что он разрушил старую византийскую схему, как в отношении композиции, так и в отношении изображения человека. … Джотто первый научился связывать фигуры с пейзажем. Его пейзаж – не просто условный фон, он входит в композицию и в большей или меньшей степени организует действующих лиц… Что касается изображения самих фигур, то Джотто внёс в эти изображения то, что тогда было так необходимо для обновления искусства: человечность; его фигуры выражают характер человека…» («История западно-европейского искусства. Краткий курс», под ред. проф. Н. Н. Пунина, М.–Л., Искусство, 1940, с. 77).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × = 12